Поиск по сайту

[29.11.2018] Литургия Иоанна Златоуста

Практически каждый день за исключением Великого поста в православных храмах в конце Божественной литургии на отпусте мы слышим: «Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константина града, Златоустаго». Тем самым церковь молитвенно чтит память составителя чинопоследования самого главного христианского богослужения.

При этом очень часто можно услышать или прочитать такое утверждение, что святитель Иоанн сократил тексты молитв в литургии святителя Василия Великого из-за их продолжительности, и поэтому она получила свое распространение и служится практически весь год, а литургия святителя Василия Великого только 10 раз в году. Но при более глубоком исследование оказывается, что это два отдельных последования богослужения, которые между собой имеют только внешнее сходство и лишь в своей главной части, анафоре, отличаются.

Анафора [греч. ἀναφορά - возношение] – это главная часть Божественной литургии, в которой происходит чудо - преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову (также иногда называется евхаристическим каноном).

Во времена святителя Иоанна Златоуста не было единого богослужения в православных Церквях, как сейчас. В разных уголках Византийской империи люди использовали различные тексты, которые сохранились у них с апостольских времен. В Антиохии, на родине святителя, совершалась «анафора двенадцати апостолов» или, как ее еще называют, «апостольская анафора» (к сожалению, до нас дошли лишь некоторые ее отрывки). Именно ее Иоанн Златоуст и взял за основу для своей анафоры, когда стал архиепископом в Константинополе в 397 году. До него столичные священники совершали литургию святителя Василия Великого, которая была введена, как можно предположить, его другом святителем Григорием Богословом.

Святитель Иоанн вносит изменения в евхаристические молитвы, которые священник тайно читает в алтаре в то время, когда поются песнопения: «Достойно и праведно есть…», «Свят, Свят, Господь Саваоф…», «Тебе поем…». Тайные священнические молитвы были им написаны в ответ на ереси, которые были очень распространены в ту эпоху. Сторонникам православия приходилось активно с ними бороться, и одной из форм борьбы было просвещение людей через богослужение, когда молящиеся слышат правильное выражение божественных истин.

Так, один из предшественников святителя Иоанна Златоуста на столичной кафедре, Македоний, учил, что Святой Дух не является Богом. Он был осужден вместе со своим учением на Втором Вселенском соборе в 381 году, но в народе остались его сторонники.

И для того, чтобы простые люди не подвергались еретическим соблазнам, святитель Иоанн делает особый акцент на Божественном достоинстве Святого Духа и вводит в литургию такие слова: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами», которые взяты из второго послания апостола Павла к Коринфянам (13:13).

О приобщение Святым Духом упоминается и после анафоры в ектении. Также в евхаристические молитвы святитель Иоанн Златоуст вводит слова: «неизреченный, недоведомый, невидимый, непостижимый», которые были произнесены им в проповеди (гомилии) «О непостижимости Божией» еще в Антиохии в 386 году против аномеев (крайние ариане, которые настаивали на сущностной инаковости Отца и Сына, на их неподобии).

Самый древний текст литургии Иоанна Златоуста находится в Евхологии Барберини (евхологий- книга, содержащая тексты литургий и иных таинств; аналог служебника и требника. Свое название получила от места хранения в Барберини Ватиканской Апостольской Библиотеки под шифром «Graecus 336»). Он составлен в середине 8-ого века. На первом месте стоит литургия Василия Великого, так как в то время она была основной литургией, а литургия Иоанна Златоуста на втором месте. Составитель Евхология включил в книгу лишь Анафору Иоанна Златоуста, так как все остальные части богослужения (великая ектения, антифоны, малый и великий вход) вошли в практику гораздо позже и являются общими для обеих литургий.

На рубеже 10-11 веков литургия Иоанна Златоуста становится основной литургией Православной церкви, совершаемой каждый день.

Об этом нам свидетельствует Синайский служебник XI века, в котором первое место занимает литургия Иоанна Златоуста. Как отмечают исследователи, это могло произойти из-за того, что в византийских монастырях появилась практика ежедневного совершения евхаристии, и поэтому стала совершаться менее продолжительная литургия. На сегодняшний день на протяжении уже 16 столетий в храмах совершается литургия святителя Иоанна Златоуста. Это одно из самых важных творений святого, с которым мы можем соприкасаться ежедневно и которое нас объединяет вокруг главного Таинства Церкви – Евхаристии.

Священник Александр Бондарев 

Просветительский портал "Логосъ"

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948