Поиск по сайту

[04.11.2014] Между храмом и небом

5 ноября в день памяти святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, звонница Прихода во имя святого страстотерпца царя Николая отмечает юбилей - 5 лет. В этот день благочинный церквей города Новосибирска - протоиерей Борис Свинин совершил Чин освящения шести кампанов и храм впервые обрел свой голос. За эти годы колокольный подбор пополнился еще двумя колоколами.

Значение колокольного звона для храма хорошо описывает святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Колокол – пастырская свирель, созывающая словесных овец во двор овчий, в церковь, на духовную пажить молитвы и слова Божия, и труба бранная, напоминающая о духовной брани и готовности к ней каждый день, чтобы мы стояли всегда в духовном всеоружии.

Церковь храмом и богослужением действует на всего человека, воспитывает его всецело: действует на его зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, на воображение, на чувства, на ум и волю благолепием икон и всего храма, звоном, пением певцов, кадильным фимиамом, лобзанием Евангелия, креста и святых икон, просфорами, пением и сладкозвучным чтением Писаний".

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), отвечая на вопросы корреспондентов, говорит что "главное предназначение любой колокольни, заключается в том, чтобы напоминать людям о горнем мире. Чтобы всякий человек, который услышит голос колокола, вспоминал о Боге. Как Иоанн Предтеча предшествовал Христу, так и колокольня сопутствует православному храму. И языком колокола церковь вторит гласу вопиющего в пустыни: «Покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное».

Высокопреосвященнейший Тихон, Митрополит Новосибирский и Бердский подчеркивает, что "колокольный звон - особое явление в жизни Русской Православной Церкви: он украшает богослужение, созывает народ в храмы. Существует особая традиция звонарского искусства, звонарь - не простой музыкант, он обязательно молится перед звоном, поэтому без душевного волнения невозможно слушать звуки колоколов".

Игумен Владимир (Соколов), руководитель Сибирского центра колокольного искусства, рассуждая о том, кто такие звонари, приходит к выводу, что "это те, кто когда-то расслышал в колокольном звоне голос Создателя и пошел за Ним. И вот теперь они сами – рыбари… Звонят, несут миру Благую Весть".

"Колокол пришел в жизнь. Это круг – это бесконечность. Бесконечность. В чем она заключается? В нас! Вот этот колокол и отстраивает эту бесконечность, настраивает, очищает, устраняет у нас все мирское.

Вы говорите: зовет… И настраивает восприятие Духа Святого. Устраняет мусор, который из мира идет... И перед тем как церковь заговорила, он настраивает на прием молитвы, чистоту. Такое создает вот этот круг, грушевидный. Звуки бесконечности идут в нашу жизнь. Мы же вселенная. Очищает нашу вселенную. Поэтому другой инструмент никак вы сюда не подвяжете. Нет!

Колокол не сравним ни с каким инструментом! Ни с каким! Это голос Бога, да голос Бога, голос чистоты, которая отвлекает нас, уносит нас в бесконечность, в вечность. Отрывает нас от этого земного тяготения и уносит нас в Царствие Божие. Вот дорогие…

Так смысл звона, смысл-то звона в восприятии души, очищении души. Отделить, усмирить плоть. Восстановить таинством этим, звучанием этим совершенство внутри по воле Божией, которой мы, конечно, должны коснуться, потому что идет очищение. Сразу человек обновляется, рождается этими звуками. Рождается! Уносится, выносится вот этой волной, вот этими колебаниями, уносится все лишнее. Человек забывает, отвлекается от этого… Он приходит с радостью. Вот это молитва, которую он тут же творит уносится с этим звуком. Какая красота!"

Старший звонарь Храма Христа Спасителя Игорь Васильевич Коновалов разделяет понятия музыки и колокольного звона: "Музыканту нужно четко знать размер и ноты, он заранее представляет себе, какую мелодию будет исполнять. С колоколами все иначе. У нас размер определяется ритмом, в котором качается язык большого колокола и даже при большом желании этот ритм не изменишь, разве что можно начать звонить не в оба края, а в один, тогда получится в два раза медленнее.

Далее, каждый колокол выдает до сорока различных частот, то есть высота звука тоже меняется. Так что звон строится ни в коем случае не от партитуры, даже не от желания звонаря, а от самого дыхания колокола.

Звонарь – тот, кто умеет слушать колокол, слышать его и звонит так, чтобы дать жизнь его голосу. Можно сравнить оперу и церковное пение: оперный певец создает красоту, церковный певчий призван быть помощником в молитве, создавать в храме молитвенное настроение. Так же и колокольный звон должен, в первую очередь, призывать к молитве, настраивать на молитвенный лад.

Звонарь должен быть церковным, знать, что такое церковное послушание и слушаться того, кто над ним поставлен. То есть в какой-то степени он должен отречься себя, своих личных устремлений и исполнять волю старшего по званию, но! в первую очередь – священника, потому что мы все в Церкви делаем по благословению".

Виктор Шариков, руководитель московского колокольного центра при храме св. Николая в Заяицком, говоря о профессии звонаря, соглашается с тем, что "звонарь — это не профессия, тем более — престижная. Звонарь — это и послушание, и призвание.  Звонарь является связующим звеном между храмом и небом. Его звон предваряет молитву в церкви и становится ее продолжением по окончании богослужения".

Алексей Талашкин, заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства, при обучении звонарей обращает внимание не только на музыкальные способности: "Ритм очень важен. Но ритм или слух – это не самое главное, что нужно иметь звонарю. Главное – это сердце, способное возвести молитву к небесам, донести ее до тех, кто находится здесь».

Звонарь - это воин, стоящий на поле духовной брани. Колокольным звоном и молитвой начинается богослужение. И в дождь, и в холод, и в слякоть и в снег, несмотря на ненастную погоду, звонарь выходит и несет людям благую весть. Радость от звонарского служения невозможно передать словами. 
 

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948