Поиск по сайту

[29.05.2017] Урожай растим с молитвой

Нет на Земле профессии, столь приближающей человека к Богу, как работа земледельца, ибо чем ближе человек к природе, тем более ощутимой становится для него великая премудрость Божия, которой устроен весь окружающий нас мир. Чтобы разъяснить подробнее, как связаны между собой духовная жизнь и земное благополучие, мы попросили ответить на ряд вопросов двух священников, уже много лет служащих на сельских приходах и потому хорошо знающих все нужды и чаяния своих прихожан.

На вопросы о саде и огороде отвечают священник Алексий Мороз, настоятель Успенского храма в селе Марево Новгородской области и священник Борис Ничипоров, настоятель Ильинского храма в селе Селихово Тверской области.

В какие праздники нельзя работать в огороде и вообще по хозяйству? Какими делами можно заниматься в эти дни?

о. Алексий: Сельскохозяйственными работами и работой по дому стараются не заниматься в воскресные дни и основные праздники, установленные Православной Церковью. К ним относятся Пасха (Светлое Христово Воскресение), так называемые двунадесятые праздники, связанные с основными евангельскими событиями, и некоторые великие праздники в честь наиболее чтимых святых.

Перечислим двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Животворящего Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретение, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница (Троица), Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.

Великие праздники: Рождество Иоанна Крестителя, день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, день памяти пророка Божия Илии, зимний и весенний дни памяти Николая чудотворца.

В эти дни, действительно, стараются не работать. Впрочем, нельзя понимать это запрещение как позволение праздно проводить время. Эти дни посвящают Богу: посещают храм и участвуют в праздничных богослужениях, проведывают больных, навещают заключенных, помогают обездоленным, уделяют время духовному чтению и молитве. Занимаются неотложными делами по хозяйству, к примеру, кормят скот, доят корову, моют посуду, топят печь и т. п.

Не следует приступать только к той работе, которую возможно сделать заранее или отложить на следующий день. Какие это дела? Например, не стоить затевать стирку, рубить дрова, делать уборку в доме, работать в саду или на поле.

Тяжко согрешают те, кто устраивает в эти дни шумные застолья с попойкой. Такие люди посвящают праздничные дни не Богу, а сатане, ведь пьяный человек целиком находится во власти лукавого и творит его волю.

Разве можно назвать благочестивым обычай не работать в праздники ради шумных хмельных сборищ? Поистине, такие попойки грех даже больший, нежели работа в праздники.

Предположим, на огороде произошла кража. Ночью исчезли плоды. Как относиться к этому?

о. Алексий: Да, к сожалению, в наше время такие случаи происходят довольно часто. Человек трудится в поте лица на своем огороде, а плодами этих трудов пользуется вор. Здесь нужно помнить: подобные неприятности чаще всего происходят, если человек не молится о том, чтобы Господь уберег его урожай.

Есть и вторая частая причина. Напасть похищения имущества зачастую постигает тех, кто в жизни своей грешит страстью скупости, то есть не дает пожертвований в церкви и милостыни нищим, немилосерден к нуждающимся. В прежние времена существовало особое понятие «церковной десятины».

Десятую часть своего дохода всякий верующий отдавал беднякам и бездомным, жертвовал на строительство и восстановление храмов и монастырей. Сегодня в обществе много неимущих и бездомных, но общество глухо к их страданиям. После многолетнего хозяйничания большевиков в совершенной разрухе остались сотни церквей. Как никогда необходимо сегодня христианское милосердие и сострадание, но, увы, на деле мы видим обратное. Каждый занят сохранением и преумножением своего добра и не обращает никакого внимания на нужду ближнего.

Многие скажут: нам нечего подавать в милостыню; живем скромно, в пору самим идти просить. Да, действительно, сейчас в России почти весь народ оказался на пороге бедности, но милостыня ценна не тогда, когда подается от избытка. Богу наиболее угодна жертва, поданная от скудости.

Вспомните евангельскую историю о бедной вдове, которая положила в церковную сокровищницу всего две мелких монеты — две лепты, но для Господа ее жертва оказалась более весомой, чем многие богатые приношения, принесенные людьми от своего довольства и роскоши.

Жертвенная любовь, заповеданная Иисусом Христом Своим ученикам, состоит именно в том, чтобы суметь разглядеть нужду ближнего и помочь ему, даже если сам находишься в стесненных обстоятельствах. Так что если, не дай Бог, ваше имущество окажется похищенным, знайте, что если вы спокойно отнесетесь к этой потере, то Господь вменит ее вам в милостыню. Скупость — один из тяжких грехов, и Господь таким образом еще раз предостерегает нас от излишнего упования на свое имение.

А что значит «относиться к природе по-христиански»? Не смотреть же на то, как у тебя на огороде колорадский жук съедает картошку?

о. Алексий: Ни в коем случае! Обратись к Господу, попроси помощи и благословения, помолись и давай уничтожай жука теми способами, какие тебе известны. Ты испрашиваешь у Бога благословение на то, что делаешь, но дело само собой за тебя не исправится!

Это в сказках все «по щучьему веленью, по моему хотенью» получается, а в реальной жизни необходимо прикладывать ко всем делам и физические, и молитвенные усилия, ибо молитва тоже есть труд, и труд нелегкий.

Человек просит у Бога благословение на свою работу, Господь дает ему силы на ее исполнение, а делает свое дело человек сам. Это и есть сотрудничество, со-работа двух сил: божественной и человеческой. Только в таком случае дело принесет успех и будет увенчано благодатным плодом.

Многие приносят в церковь и освящают там фрукты и овощи, которые вырастили сами. Говорят, что так урожай получается лучше. Правда ли это?

о. Алексий: Это не просто благочестивый обычай. Существуют церковные правила, согласно которым на Преображение Господне начатки (первые плоды) овощей и фруктов приносятся для освящения в храм. Священник читает особые молитвы, благословляет их, после чего разрешается вкушать фрукты и овощи нового урожая. Часть принесенных плодов оставляют в храме. Это — благодарение Господу за помощь в трудах. Приношения можно увидеть в храме не только накануне Преображения, но и в течение всего года.

Принесенные дары христиане обычно складывают возле так называемого кануна — места поминовения усопших, ибо считается, что милостыня, принесенная на помин их душ, помогает умершим в загробной участи. В отношениях с Богом вообще очень важно не забывать благодарить. В Евангелии мы читаем об исцелении Иисусом десяти прокаженных.

Сказано, что девять из них от радости позабыли все на свете и лишь один вернулся, чтобы поблагодарить Иисуса за чудо. Увидев такую его благодарность и веру, Господь даровал благодарному человеку помимо исцеления от телесного недуга отпущение всех его грехов. Так благодарный человек всегда получает от Бога награду большую, чем неблагодарный. Будем и мы помнить об этом, и тогда Господь дарует нам не только добрый урожай, но и гораздо большее — милость нашим душам.

о. Борис: Не нужно думать, что Бог нуждается в наших приношениях. Ему не нужны ни наши огурцы, ни наши помидоры. Ему важно, чтобы человек всегда находился в живой связи с Ним. А в чем выражается эта наша память о Боге? В молитве и милостыне.

Вот такую милостыню и приносит человек в храм, говоря тем самым: «Благодарю Тебя, мой Создатель. Не один я растил все эти плоды, но мы вместе с Тобою трудились все эти месяцы. Я возделывал землю, Ты поливал ее дождями. Я сажал в землю семена, Ты посылал солнечные лучи для того, чтобы семя быстрее созрело».

о. Алексий: ... Особое попечение Божие о благочестивых людях бывает часто заметно и в обычных их житейских делах и заботах. Я уже более 10 лет служу на селе и знаю множество случаев, когда рядом находятся два огорода и на одном картошка растет хорошо, а на другом нет. Первый принадлежит благочестивой старушке, а второй — пьянице и безбожнику. И вот этот пьяница приходит как-то ночью на соседский огород воровать. Копает и удивляется, до чего у старухи картошка хорошая и крупная.

Подобные случаи известны и из истории. До революции в России наиболее передовыми были монастырские хозяйства. На Соловках, в двухстах километрах от Полярного круга, в теплицах монахи выращивали дыни и арбузы, а на Валааме в открытом грунте росли и приносили плоды груши и вишни. Много трудов “прикладывали монахи к этому благолепию, но одним человеческим усердием такие поразительные агрономические достижения не объяснишь — такие чудеса ничем другим, как особой помощью Божией, не даются.

Вот, например, как описывает известный русский писатель Иван Шмелев монастырский сад на Валааме:

«Я гляжу вниз. Под скалой раскинулись монастырские стены, а по самой скале тянутся могучие клены, шелестят под ногами у нас вершины, багряные и золотыe. Нет земли под ногами, а каким-то чудом висишь над океаном листьев. За краем его, внизу, — сады. Слава трудов Валаама, слава — чудо. На камне — лудой называют на Валааме этот камень, — взошли сады. Правильными рядами идут раскидистые яблони, груши-дули, сквозные вишневые деревья — радость. Вон и любимые ягодные кусточки смородины и крыжовника, взятые чинно в жерди, — видно отсюда даже блистающие грозди ягод — сквозные яхонты красной смородины, тяжелые сережки крыжовника. Прижавшись к скале гранита, чернеет деревянная беседка, вся в зелени, в черемухе, в сирени и жасмине. Весной-то какая красота!…

— Садиком любопытствуете? — спрашивает старичок-послушник в скуфейке. — Да, по весне рай у нас. Соловушки, ангельское дыхание воздухов, цветики Господни… Награды имеем за яблочки, медали золотые… У нас по озеру в июне месяце льдинки еще похаживают, а уж сады цветут — благоухают, дыхание ангельское такое…»

А после того, как большевики разорили монастырь, не раз пытались новые мирские поселенцы восстановить былое процветание, да не тут-то было. Не дал Господь благословения на их труды, и садов на Валааме не стало. Сейчас, когда после 70-летнего перерыва вновь начали возрождаться на Руси православные обители, Господь снова являет в них дивные знамения Своей помощи.

Паломники, приезжающие из Оптиной Пустыни, рассказывают о настоящих агрономических чудесах, происходящих на монастырских угодьях. Пшеничные поля, принадлежащие монастырю, сеются и обрабатываются точь в точь так же, как соседние совхозные, но даже неискушенному взгляду явно заметно, насколько пшеница на них выше и крепче, чем совхозная. Спрашивали монахов: в чем секрет? Наверное, как-то по-особенному ухаживаете?

Да нет, отвечали те, и без того дел в монастыре невпроворот, где уж тут ухаживать по-особенному. Разве что начали работу с молебна, окропили поле святой водой да не забываем просить помощи Божией в своих ежедневных молитвах — вот и дает Господь урожай.

Такие вот земледельческие секреты. Так сказать, передовая монастырская молитвенная технология. А чудеса эти — урок всем. Станем и мы относиться к себе и к природе по-христиански - будет благословение и на наши поля и огороды.

Православная газета. г.Екатеринбург № 11-16.

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948