Поиск по сайту

[23.06.2016] Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Петров пост с 27 июня – 11 июля 2016

БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево.

Петров пост. Для чего Церковь предлагает нам постное бремя?

– Чтобы мы немного пришли в себя, задумались о цели нашей христианской жизни, куда мы идем, и каковы средства для достижения цели, к которой мы направляемся.

Наша цель – стать истинными христианами. Христианами во всей полноте были первоверховные апостолы Петр и Павел, в честь них установлен этот пост.

Когда мы обсуждаем постное меню, что можно и что нельзя есть, думаю, что в Петров пост основное внимание надо обратить на такой момент. Многие прихожане стараются читать Священное Писание, в частности, на нашем Оптинском подворье. Оптинские старцы заповедали каждому христианину по возможности ежедневно читать по одной главе Евангелия и по две главы апостольских посланий. Из практики видно, что не у многих это получается.

Если бы сегодня все мы, все, кто нас видит, решили за Петровский пост прочитать апостольские послания, которые написали апостол Петр и апостол Павел, это бы стало серьезной помощью для нашей души. Если мы будем делать это каждый год, мы пропитаемся этими мыслями, теми средствами, которые они советовали, для того чтобы стать настоящими христианами. Потому что они «разжевали» Евангелие, еще более широко излагая Евангельские мысли.

Как сказал Василий Великий, мы не телоубийцы, мы – страстоубийцы. Что такое страсти и добродетели, всецело раскрывает Евангелие. Художник берется писать картину и выходит на природу, чтобы увидеть образ. Он его видит и начинает воплощать в красках. Можно, конечно, выдумать, но человеку нужен образ, чтобы подражать ему. Так и мы – мы хотим быть со Христом, и есть пример апостолов, которые жили со Христом, и делятся этим опытом, а мы не читаем эти Послания. Сейчас мы будем очень внимательно относиться к тому, что можно или нельзя есть, а самое лучшее – разобраться, как правильно себя вести.

Кто-то из мудрых сказал, что пост – это всестороннее воздержание. Пусть постится не только твое чрево и желудок, пусть постятся твой язык, глаза, уши, руки и ноги. Глаза пусть не смотрят все подряд по телевидению и в интернете. Но не надо забывать, что все красит мера. Если бы мы столько времени посвящали чтению Апостола, сколько посвящаем его телевидению, интернету, соцсетям! Кто-то сказал, что мудрый человек – тот человек, которого больше всего раздражает потеря времени. Представьте, что у нас осталась всего одна неделя… Мир настолько хрупок, и настолько хрупко бытие, поэтому всегда надо быть начеку, всегда быть в трезвении. Как говорит Господь: в чем застану, в том и сужу.

Пост – это и есть время воздержания. Посмотри, сколько времени ты уделяешь душе, а сколько внешнему интересу. Только что встретил такую мысль, что и читать надо не для удовольствия, не для информации, а для изменения души. Столько книг, столько информации на каждом шагу, она может помочь и христианину! Даже закачав на телефон, айпод акафисты, писания святых отцов, в любой момент можно найти нужную мысль. Навалилась какая-то мысль, страсть, депрессия, возвели напраслину на работе, – подожди: набери нужное слово в поисковике, найди, что говорят о напраслине святые отцы. И человек начинает получать информацию не ради информации, а для изменения души.

Пост не для того, чтобы скинуть лишние килограммы – это ради удовольствия, тщеславия, плотоугодия. Вот если бы ты скинул раздражительность, нервозность, укоротил свой язык! Как говорит апостол Павел: всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, потому что гнев не творит правды Божией.

Конечно, мы не можем все время находиться в духовном бодрствовании. В этом состоянии пребывали святые отцы, оно называлось трезвение: когда каждый поступок, каждая мысль соотносились с Евангелием, Священным Писанием или общим путем святых отцов. Человек, находящийся в таком состоянии, смотрит на себя и замечает, что у него повышенный тон, слова раздражают другого человека. Человек находится в состоянии трезвения, когда он оценивает себя. В своей жизни мы должны постоянно оценивать свои мысли, слова и поступки. И если они не соответствуют Евангелию, мы должны останавливаться.

Пост – время, когда мы должны больше времени уделить своему внутреннему человеку. Немного больше молитвы, немного больше чтения Священного Писания, чаще ходить в храм, поменьше телевизора, кроме «Союза», поменьше суеты и побольше добрых дел.

Вопрос телезрителя: «Во время Петрова поста в праздники разрешается вкушение рыбы, а молоко запрещено. Но ведь рыба – живая, а молоко – продукт нейтральный, почему же разрешена рыба и запрещено молоко?».

– Это закон Святой Церкви: именно она устанавливает, что можно и что нельзя. Человек управляет своим телом, а не продукт человеком. Преодолевая свое «хочу», человек воспитывает свою волю. Поэтому Церковь и говорит нам, что того, кто хранит пост, хранит Сам Бог.

В Петропавловском посту рыба разрешается не только по праздникам, но и во все дни, кроме среды и пятницы. Если на среду и пятницу выпадает полиелейная служба, то и в эти дни разрешается рыба. В индивидуальном порядке престарелым людям, кормящим матерям и детям разрешается молочная пища, если они согласуют это со своим священником.

Вектор нашего внимания должен быть обращен на нашего внутреннего человека. Милостью Божией я вернулся со Святой Горы Афон, где для меня было много духовных открытий, духовной пользы. Хотелось бы поделиться одной из историй, которая связана с постом, помогая направить нашу духовную жизнь не вширь, а в глубину.

Еще в 1993 году Божией милостью мне посчастливилось побывать на Святой Горе Афон и даже видеть старца Паисия, говорить с ним. Тогда он еще не написал своих книг и не был еще известен в России. В 1993 году только что стали открываться храмы и обители, и когда старца спросили, что будет в России, он немного помолился и говорит: «Сейчас в России такие тучи, такие тучи, а потом – такое солнце, такое солнце». Старец был в таком восторге.

Кто бы мог тогда подумать, что у нас будут православные телеканалы «Союз», «Спас», «Радость моя», региональные, епархиальные каналы, воскресные школы, книгоиздательство. Все это свет. Только надо этим грамотно воспользоваться, не терять понапрасну время.

Хочется поделиться с телезрителями, как братья на Афонской горе соблюдают пост. На Афоне круглый год пост в понедельник, среду и пятницу. Пост без масла и вкушение пищи один раз в день. Кроме русского и болгарского монастырей, на стол ставят два блюда – салат и второе, хлеб, оливки. И вот еще, что очень удивило нас, русских. Старец Макарий Оптинский говорил, что для монаха с чаем расстаться, что с жизнью расстаться. На Афоне круглый год на столе кувшин с холодной водой и кувшин с вином, кислым, как уксус, и никаких компотов, квасов, чаев, ничего. Таков устав Святоафонской Горы.

Богослужение во всех монастырях начинается в 4 часа утра, заканчивается в 8–8.30, и сразу обед. Потом послушания, отдых перед службой. В 5 часов вечера собираются на 9-й час с 5 до 6 вечера, потом сразу ужин, где два блюда, затем снова собираются в храм на вечернюю молитву: повечерие или акафист в честь чудотворных икон, которые в изобилии на Святой Горе. И так получается, что еда два раза в день.

Кто-то из святых отцов сказал: сколько ты ужмешь у тела, столько и прибавишь духу. «Сытое брюхо к молитве глухо», – говорили Оптинские старцы.

Давайте продолжим тему поста на Афоне.

– Интересно, что и паломники, и игумен, и старшая братия, – все питаются одинаково, никакого разделения. Когда мы были в Хиландарском монастыре, в праздничный день за столами и у священников, и у паломников были салат с китайской капустой, большой омлет со стручковой фасолью, кусочек сыра фета, вода, оливки, хлеб. Сначала непривычно, но начинаешь привыкать. Но самое главное, что и на последнем столе было то, что на первом.

Когда мы были в Сербии, в одном кафе было полно народу, а в другом никого. Я спросил у сопровождающего, почему кафе находятся в двух метрах друг от друга, и такая разница? Мне перевели надпись над переполненным кафе: «Гость от Бога». В этом кафе все с любовью, без обмана, большие порции, свежие продукты.

Афон тоже славится своим гостеприимством. По уставу в монастыре можно переночевать только одну ночь, а потом ты должен перейти в другой монастырь, чтобы освободить место для следующих паломников. Удивляюсь афонской братии, которая принимает ежедневно по 100–150 человек, а Ватопедский монастырь, где находится пояс Пресвятой Богородицы, ежедневно по 200–250 человек. И у каждого чистое белье, полотенце, все застелено, меняют после каждого. Каждый день – гора белья на стирку братии, ведь там нет наших русских бабушек, на которых в Церкви все держится.

Когда прибываешь в монастырь, тебя сразу проводят в архондарик, что в переводе с греческого означает «гостеприимница», где тебя не спрашивают, кто ты и откуда, а сразу дают холодной воды, чашку кофе и лукум. Потом уже занимаются расселением. Настоятельские ворота открыты с 4-х утра и до 9 вечера, и в это время любой человек может зайти и поселиться в этом монастыре, и всех должны обслужить. Такое гостеприимство на Афоне, и для меня это был пример...

И это должно коснуться всех христиан именно взаимной помощью. Думаю, что этот пост как раз для доброделания. У апостола Павла в апостольских правилах есть следующее: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских: В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мною пойдут» (1 Кор. 16, 1–4).

Иоанн Златоуст также говорит: воскресный день освяти милостынею – если ты молишься дома и почему-то не можешь быть в воскресный день в храме, положи в особый сосуд с надписью «милостыня» из того, что ты можешь. И этим приношением ты освятишь свою молитву. И когда будет нужда в этой милостыне, ты воспользуешься тем, что у тебя было, и сотворишь эту милостыню...

Петровский пост и для этого, отложи уже сейчас, что можешь, чтобы, когда появится возможность, у тебя все было наготове для оказания помощи. Это и будет освящение поста – доброделание.

Бывает, люди боятся поста из-за опасений недостатка белков, привычных продуктов для «сбалансированного», как ныне говорят, питания. Между тем, кто-то из святых сказал, что долголетие и здравие не от яиц, сыра и котлет, а от Бога. На Афоне, как я уже говорил, три дня в неделю пищу вкушают раз в день и даже без растительного масла, а настоятелю Русского Пантелеимоновского монастыря через месяц исполнится 99 лет, и он ходит на все службы, и каждый вторник, или через неделю ездит в Фессалоники закупать продукты для всей братии. Когда рефрижератор заезжает на паром, игумен сидит в кабине и всю дорогу читает Псалтирь. Встает каждый день в 4 утра… Так в чем секрет такого долголетия, причем долголетия во здравии и силах?

Как говорит Иоанн Златоуст, больной человек не тот, у кого много болезней, а тот, кто при болезнях много ноет. Здоровый человек не тот, у кого нет болезней, а тот, кто при болезнях мало ноет. Оказывается, все внутри нас. Человек понуждает себя, и вроде ничего, и голова прошла. Патриарх Кирилл говорил, что бывает, что перед богослужением, кажется, просто нет сил, и это вполне понятно, ведь на нем такое бремя. Но через 20–30 минут, проведенных в храме, появляются вдруг силы, и понятно, откуда. Человек был разряжен, а храм – это источник питания, провод. Царствие Божие нудится, поэтому Петровским постом надо участить и домашние молитвы, и посещения храма. Конечно же, по воскресениям быть причастниками Святых Христовых Таинств.

Вопрос телезрительницы: «Я очень старый человек, три месяца лежала, не могла встать, батюшки приезжали, соборовали меня, и я дала обещание Богу, что если поправлюсь, буду весь день молиться на коленках и читать Евангелие. Теперь мне стало чуть полегче, но я не могу ни на коленках стоять, ни сидеть. Что же мне теперь делать?».

– Делайте по силам. Понятно, что это был сердечный порыв. Как говорят святые отцы, «Господь и намерения целует». Сколько можете читать в течение дня главы Евангелия, столько и читайте. Лучше всего читать утром, когда и выспались, и давление нормализовалось, и пульс чуть реже. Посвятите этому первую половину дня, а там – как Бог даст. Одна прочитанная глава тоже будет исполнение этого обещания. Не надо расстраиваться, делайте для Бога, делайте от души и делайте по силам, а Господь, зная расположение, примет. Как говорил старец Амвросий, который 38 лет был прикован к постели, многое бы смог умом, а немощь меня уже не пускает.

На Афоне есть несколько монахов, которым по 100 лет и один, которому 104 года. С одной стороны, подвиг, аскеза, никакого «сбалансированного питания», бесконечный труд и послушания, а Господь дает силы. Как сказал мне один престарелый игумен: «Знаешь, почему люди долго живут? Люди долго живут потому, что они кому-то нужны».

Спрашивается, кому нужен человек, если он просто лежит? Оказывается, этот человек молится за свою родню, которая ухаживает за ним, и эти люди получают благословение от Бога на много-много лет вперед.

Старец Паисий Афонский говорил, что за самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье: у того, кто лежит, нет здоровья, а тот, кто ухаживает, за свое милующее сердце, которое он в это время приобретает, получает двойное здоровье.

Авва Дорофей говорит, как можно стать милостивым, сострадательным, милосердным человеком: когда у тебя нет поводов к этому, Бог посылает на пути таких людей, через которых могут проявиться наши настоящая любовь, христианство. Мы можем проверить, кто мы на самом деле. Например, Алексей Ильич Осипов, который в свои восемьдесят лет и преподает, и ездит по России. Сколько отцов служат в таком возрасте, и Бог дает им здравие и долголетие!

Поэтому, дорогие братья и сестры, если хотите жить долго и во здравии, будьте кому-то нужны. Апостол Павел и апостольские послания будут учить нас, кому и чем мы можем быть нужны. В одном из своих посланий апостол Павел пишет: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Римл. 12, 6 – 8) – «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).

Во время Петровского поста и надо носить тяготы друг друга. Посмотреть, чего мы недодали, кого недолюбили, кого-то не навестили. Один сосед поделился рыбой со своей соседкой, а та угостила его банкой молока, он решил отдать половину этой банки другой соседке, а та дала ему яиц. Он мог бы отнести рыбу на рынок, продать ее, а на вырученные деньги купить молока и яиц. Здесь он получил все то же, но без денег, а главное – с любовью. Такой вот круговорот любви, и каждый подумал о другом, подумав, чем можем мы поделиться с ближними. Апостол Иаков так и говорит нам: вера без дел мертва.

Время поста – как раз время, чтобы поставить вопрос, а какой толк от твоей жизни? Ради чего был прожит этот день? Помолился ли о ком? Позвонил ли ты близким, спросил, как здоровье? Если не смог сделать ничего сегодня, отложи милостыню на будущее и освяти этот день будущим вложением. Сразу набрать какую-то сумму не всегда бывает просто, а если откладывать, это замечательный алгоритм, который приводится в тех же апостольских посланиях, с разговора о которых мы начали сегодняшнюю передачу.

Призываю еще раз всех наших телезрителей посвятить этот Петровский пост изучению Евангелия и чтению апостольских посланий. Как сказал апостол Павел: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3, 16) . Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому (Кол. 4, 5–6). А знать это мы будем тогда, когда слово Божие будет вселяться в нас обильно.

Желаем всем нашим телезрителям милующего сердца, добрых дел, сосредоточенности, поменьше суеты, миролюбия и плотолюбия, а обратить внимание надо на добрые дела, на наши мысли, слова, поступки, чтобы мы освятили пост милостынею, молитвой, Псалтирью, Евангелием и добрыми делами. Тогда, может быть, мы хоть чуть-чуть станем похожи на святых апостолов Петра и Павла, с особого благословения которых мы вступаем в этот пост, для того чтобы стать апостолами для тех людей, которые встречаются нам на жизненном пути: будь то родные, сослуживцы, соседи, попутчики. И самой большой наградой для нас будет, если кто-то сможет сказать о нас «это Божий человек». Апостолы Петр и Павел были такими Божиими людьми.

Всем нам Божией помощи, мира, благоденствия, спасения и заступничества святых первоверховных апостолов Петра и Павла всем нам желаю. Аминь.

Православная газета № 23 (872) , г. Екатеринбург

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948