Поиск по сайту

[06.07.2017] Протоиерей Николай Карасев: Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

 7 июля – Рождество Иоанна Предтечи. Известно, что Иоанн Креститель появился на свет, когда родители его были в престарелом возрасте, и само рождение его можно считать чудом. Расскажите, пожалуйста, об этом.

На вопросы отвечает протоиерей Николай Карасев, настоятель храма Живоначальной Троицы в старых Черемушках.

– Прежде всего хочу поздравить всех с праздником рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и отметить, что этот праздник особо отмечается как на Руси, так и в сознании каждого христианина. Праздник связан с Крещением Господа Иисуса Христа, Богоявлением – великой тайной явления Святой Троицы.

Всякая тайна, открываемая Богом с участием человека, требовала от того особой длительной подготовки. Бог испытывал человека – сможет ли тот выдержать поручаемое ему. Так и здесь. Родители Иоанна Крестителя святые Захария и Елисавета были испытаны Богом на предмет своей верности и стойкости Богу – у них не было детей по испытанию Божию, и они выдержали его. И когда, казалось, была потеряна надежда, не была потеряна вера в Бога.

Когда Захария, бывший священником, совершал богослужение и зашел в святая святых покадить жертвенник, ему явился ангел Господень. Замечательны те слова, что сказал ангел Захарии: Радуйся, пришло время родить сына, которому ты наречешь имя Иоанн, и он будет тебе радостью и весельем, и многие возрадуются о его рождестве, поскольку он будет велик пред Господом. Он не будет пить вина и сикера и от чрева матери будет исполнен Духа Святого.

С одной стороны, он проявит человеческое усилие – будет аскетом, с другой – благодать Божия будет содействовать ему в этом духовном подвиге. Ангел говорит, что придет пред ним дух и силы Илии, чтобы и предыдет в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный – чтобы подготовить правый путь Господень и подготовить людей к Пришествию Христову. Эти слова ангела были исполнены в действительности святым Иоанном Предтечей.

Когда же Елисавете пришло время родить, Захария воспел благодарственную песнь Богу и произнес такие знаменательные слова: «И ты, отроча, пророк Вышняго наречешися, предыдеши бо пред лицем Господним, уготовати пути Его». Возвестишь людям, что спасением их является прощение грехов их. Захария сказал это как пророк, потому что спасение для Израиля понималось как спасение от внешних бед, а он говорит о спасении как прощении грехов. Здесь речь идет уже о новозаветном, христианском понимании спасения.

Сохранилось ли Предание, как рос Иоанн Предтеча?

– Предание сохранилось. Как было предсказано ангелом, он был силен пред Господом, не пил сикера и вина. В Священном Писании сказано, что он ничего не вкушал, кроме акрид и меда диких пчел. Акриды – то ли растения, то ли саранча, есть разные толкования этого слова. Он жил в пустыне и одевался в кожаные одежды. Терпел лишения и искушения, и при таком аскетическом образе жизни он победил плоть свою, победил искушения, стал образцом подвижничества для всех других. Благодать Божия вспомоществует именно таким людям, которые стараются, прилагают усилия, совершают великие подвиги во спасение и себя, и других.

Значит, Иоанн Креститель начал совершать подвиг с юности?

– Да, как предсказал ангел: Духа Святаго исполнишься от утробы матери твоей. Иоанн Предтеча родился на полгода раньше Спасителя, и когда был младенцем, царь Ирод узнал от волхвов о Рождении Христа и отдал приказ уничтожить младенцев в округе Вифлеема. Так как родители Иоанна Предтечи жили в Хевроне, его мать, услышав о гонениях на младенцев, убежала с ним в пустыню. По Преданию, мать его умерла в пустыне, он остался один, и ангел Господень питал его. Поэтому он с младенчества воспитывался в суровом образе жизни, в духе пророка Илии.

В каком возрасте Иоанн Предтеча начал свое служение?

– Мы судим об этом по тому, когда на проповедь вышел Христос, а Он вышел в тридцатилетнем возрасте, который у иудеев считался возрастом возмужания и совершенства, когда человек имеет право идти проповедовать и учить. В этом возрасте, видимо, Иоанн тоже выходит на проповедь, призывая людей к покаянию, говоря, что приблизилось Царство Небесное. Он призывает каяться в своих грехах, изменить образ жизни и проповедует о скором приходе Мессии, который грядет спасти род человеческий.

В чем суть служения Иоанна Предтечи?

– Прежде всего это пророческое служение. Он пришел предсказать, что пришло время, Господь стоит при дверях и будет крестить Духом Святым. С другой стороны, он уже является свидетелем Божественного Откровения роду человеческому. Когда он крестил Спасителя, произошло откровение – явление Божественной Троицы. Он сам видел и слышал это. Он говорит: Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. Иоанн видел Духа Святого, сходящего на Христа, и слышал голос Отца, Который сказал: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Нем же благоволих.

Иоанн Креститель стал первым свидетелем Божественного Откровения и явления Святой Троицы.

Иоанн Предтеча – ветхозаветный пророк?

– Он завершил круг ветхозаветных пророков и уже проникает в тайну Откровения Нового Завета. С одной стороны, он – пророк, с другой – тайнозритель, и, наконец, он – мученик.

Все пророки проповедовали о том, что придет Христос, и откроется тайна Божия – тайна спасения рода человеческого. Иоанн Предтеча свидетельствует о начале Откровения Божия роду человеческому о его спасении. Первое свидетельство было на реке Иордан, когда он крестил людей.

В чем заключалась эта тайна, чего не знали люди Ветхого Завета, и что для них открылось?

– Для них было сокрыто познание Бога как Единого по существу и Троичного в Лицах. Они не понимали и многих практических вещей: ученики часто обращаются ко Христу с просьбой пояснить им смысл той или иной притчи. В них Господь давал ответы на практические вопросы – как любить друг друга, как исполнять заповеди Божии: открывалась тайна домостроительства спасения Божия. Это спасение было непонятно – как человеческая природа, грешная и непокорная, может быть возведена до обожения, богоуподобления. Сам человек был неспособен понять это, это можно было понять только через Божественное Откровение.

Можно сказать, что люди Ветхого Завета жили в относительном неведении?

– Они не понимали как многих духовно-нравственных вещей, так и тех, что направлены на спасение рода человеческого. Для них это было сокрыто. Как говорит святитель Григорий Палама, в Ветхом Завете многие пророки предвидели то, что будет в Новом Завете – откровение о Святой Троице, Боговоплощение Спасителя, искупление, Воскресение, но до конца не понимали. Народ израильский, действительно, находился во тьме и сени смертной, потому Предтеча и пришел предвозвестить им, что придет Спаситель, который откроет духовные очи, принесет им свет, чтобы они уразумели многие Божественные тайны.

Значит, свет несет в основном Новый Завет. Почему же тогда и Ветхий Завет – часть Священного Писания?

– Ветхий Завет предвозвестил пришествие Нового, дал его отблеск, образ, символ. Когда человек не может проникнуть в тайны Божественные, но может хоть немного понять их при помощи образа и символа. Человек не может напрямую понять существо Божие и действие силы Божией в мире. Они недоступны ему, если он не имеет подвига воздержания, чистоты сердца.

Например, мы совершаем крестное знамение. Но не все понимают, что означает этот образ. Крестным знамением мы уже исповедуем свою веру. В советское время многие, может быть, не понимали до конца, чем является крестное знамение, но, перекрестившись, уже причисляли себя к воинству Христову.

Но ведь первые христиане не знали крестного знамения, его не использовал и Сам Христос.

– Уже апостол Павел говорит: для одних крест Христов – безумие, для других – юродство, для меня – сила Божия. Духовные понятия о силе знамения Христова как Жертве Христовой были с самого начала. Можно сказать, что почитание Христа начинается с момента, когда Иоанн Богослов и Матерь Божия проливали слезы у подножия распинаемого Христа.

Изображения знамения Христова встречаются в катакомбах. На себе христиане изображали знамение по-разному. Понятие же крестного знамения как символа победы над дьяволом, как жертвенника, на котором Христос принес Себя в Жертву за наши грехи, существовало с самого начала.

Вопрос телезрителя: «Что еще известно о жизни Иоанна Предтечи до его выхода на проповедь?».

– Священное Писание и Предание говорят, что Иоанн Креститель воспитывался в пустыне до выхода на проповедь. Предание говорит, что ангел приносил ему пищу. Из житий святых мы знаем, что когда он был совсем маленьким, его мать поселилась в пещере, где выросла финиковая пальма, приносившая обильные плоды, и когда приходило время вкушения пищи, она наклоняла свои ветви, а затем вновь распрямлялась. Там был и источник воды.

Когда он вырос, то ходил в кожаных одеждах, терпя зной пустыни, другие лишения, но благодать Божия не оставляла его. Жил он как величайший подвижник. Можно сказать, что впоследствии образу его жизни старались подражать многие монастыри и многие монахи. До сих пор он остается образцом для подражания любого подвижника.

В Священном Писании рассказывается, как в момент, когда его мать встретилась с Богородицей, он почувствовал это и взыграл в утробе. Почему же, когда пришел Христос, он сомневался и послал к Нему своих учеников с вопросом: Ты ли это или Кого другого ждать?

– По общепринятому христианскому учению, Иоанн Креститель не сомневался, сомневались ученики, потому он и послал их, чтобы они сами, опытно увидели, что Иисус есть Христос, Сын Божий. И он говорит: Его слава будет расти, моя же умаляться. И когда ученики пришли ко Христу, Он сказал им об Иоанне, что тот является величайшим пророком на земле, и нет большего среди рожденных женами, чем Иоанн Предтеча, но самый меньший в Царствии Небесном больше его. Пророческое служение было высочайшим, но для новозаветных праведников открывался вход в Царствие Небесное. Ветхозаветные пророки лишь предвозвещали, что придет Тот, Кто покажет путь в Царство Небесное, но сами в него не входили и не могли указать человеку путь в него.

Наша цель – жизнь вечная. И жизнь вечная, безусловно, выше, чем самая благочестивая, подвижническая жизнь на земле. Те, кто несут подвиг аскетический, подвиг послушания, несут его ради того, чтобы обрести жизнь вечную. Иоанн Предтеча тоже сподобился жизни вечной, ведь он был мучеником. В Древней Церкви мученичество было критерием того, что человек действительно наследует жизнь вечную. Мученичество было идеалом духовного совершенства.

Иоанн Предтеча был величайший рожденный женами и наследовал жизнь вечную, где занимает далеко не последнее место. Иконография изображает Иоанна Предтечу поклоняющимся вместе с Матерью Божией Христу, сидящему на троне.

Вопрос телезрителя: «Существуют ли конкретные указания, что Иоанн Предтеча был монахом до своего выхода на проповедь и чем он занимался?».

– В Ветхом Завете был обет назорейства, когда на какое-то время любители благочестия принимали на себя такой обет – не стричь волосы, не пить спиртных напитков, не прикасаться к женщинам и вести уединенный образ жизни.

Сведений о том, что Иоанн Креститель принял на себя обеты назорейства, нет, но он вел жизнь, как назорей, и даже выше назорейства. Ангел Господень предсказал, что он не будет пить вина и сикера и от чрева матери исполнится Духа Святого, что указывает, что он уже был выше назореев.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о мученической смерти Иоанна Предтечи.

– Иоанн Предтеча по своему духу был проникнут уже новозаветным сознанием, быв носителем Святого Духа. Поэтому он обличал царя Ирода, у которого было три сына, и один из них еще при жизни своего брата Филиппа забрал у того жену и женился на ней. По ветхозаветному закону он имел право жениться на жене своего брата, если тот умер. Но Иоанн Креститель обличает его уже по новозаветным меркам – это было предзнаменованием того, что грядет Новый Завет, новая сила Духа. Кроме того, он забрал жену своего брата силой.

Иоанн Креститель не побоялся обличать его, несмотря на то, что тот был царь и уважал Иоанна. Царь терпел обличения, а Иродиада не терпела и хитростью заставила Ирода умертвить его.

По ее настоянию он поместил Иоанна Крестителя в темницу, но убить его не решался. Иродиада же обманным путем заставила царя усечь главу Иоанна Предтечи. Таким образом, он мученически скончался за правду, за веру, за то, что проповедовал начало новой духовной жизни.

Иоанн Креститель крестил людей в водах Иордана. Чем его крещение отличается от того крещения, которым крестил Сам Спаситель?

– Слова, которые произносил в своей проповеди Иоанн Креститель: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Первое, что должен сделать человек, – раскаяться в своих согрешениях. Ангел Господень говорит Захарии о будущем сыне, что тот возвестит о прощении людей, которое заключается в прощении от грехов их. Первый шаг, который человек делает на пути ко спасению, – кается в своих грехах.

Но мало одного покаяния, требуется отпущение грехов и благодать Святого Духа. Человек изменял образ жизни, каялся в грехах своих и становился на путь правды, а вот силу не грешить и благодать Святого Духа дал уже Христос.

В Крещении человек получает не только отпущение грехов, но и благодать Святого Духа. Самый главный смысл христианского Крещения в том, что человеку открывается путь в Царство Небесное, в жизнь вечную. Дается благодать Святого Духа, которая ведет человека к обожению, богоуподоблению.

Вопрос телезрителя: «Вы сказали, что мать Иоанна Крестителя спасала его в пустыне от избиения младенцев Иродом, в Евангелии говорится, что Святое Семейство также бежало от этого с младенцем Христом в Египет. При том, что между рождением Иоанна и Спасителя разница около полугода, идет ли речь об одном и том же событии или о разных?».

– Это одно и то же событие. Христос родился на полгода позже Иоанна. Когда волхвы через какое-то время пришли к Ироду по пути на поклонение Спасителю, трудно сказать, на какой день Ирод начал искать младенцев, среди которых мог бы оказаться Христос. Он приказал избить младенцев от одного года до двух лет.

Мать Елисавета, услышав об этом, взяла сына Иоанна и убежала с ним в пустыню. Иосифа предупредил ангел Господень, когда Ирод только помыслил об этом, и повелел взять Марию и Младенца и бежать в Египет.

В завершение прошу Вас ответить на вопрос, почему Иоанна Крестителя называют Предтечей?

– Предтеча – тот, кто идет перед, предсказывает, готовит путь, людей к Пришествию Христову. Он говорит людям: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, за мной идет Тот, Кому я недостоин отрещи ремень сапог его. Он будет крестить вас Духом Святым, я же покаянием готовлю к этому.

Предтеча – это предвестник, тот, кто идет впереди с трубой и возвещает, что идет царь, готовьтесь встречать его.

Православная газета. г.Екатеринбург №24 (873)

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948