Поиск по сайту

[27.07.2016] Царственные страстотерпцы - почитатели "Скоропослушницы"

Икона Божией Матери "Скоропослушница" в Санкт-Петербурге (Невская)

Образ Божией Матери "Скоропослушница" был принесен на берега Невы в 1878 году иеромонахами Афонского Русского Пантелеимонова монастыря о. Афанасием и Варсонофием, прибывшими в Россию для сбора средств на восстановление древнего храма святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (в Турции).

Икона, принесенная с Афона, отличалась от известного образа «Скоропослушницы». На нем Божия Матерь была изображена без Младенца - оглавно, с молитвенно простертой десницей. Этот образ был написан, как гласит предание, «по сонному видению иноку Святой Горы» (Воспоминания Анны Иговской).

Монахи остановились в Александро-Невской лавре, которая стала первым местом, встретившим икону в Санкт-Петербурге. (Знаменательно, что именно она станет спустя век местом постоянного пребывания этой святыни).

В это же время в центре Санкт-Петербурга подходило к концу строительство часовни во имя святого благоверного князя Александра Невского, история которой оказалась тесно связанной с иконой Божией Матери «Скоропослушница».

В 1870 году купцы Старо-Александровского рынка на Калашниковском проспекте, одного из богатейших в столице, обратились с ходатайством к властям о разрешении построить вблизи Невского проспекта на пересечении улиц - 2-ой Рождественской, Мытнинской и Калашниковского проспекта памятную часовню, посвященную чудесному спасению Государя Императора Александра II Николаевича в Париже во время покушения на него революционера-террориста в 1867 году. В 1873 г. просьба была удовлетворена и строительство началось.

В 1878 г. состоялось прибытие в Санкт-Петербург иноков Афонского русского Пантелеймоновского монастыря. По определению Святейшего Синода им в неоконченном виде была передана Александровская часовня, для разрешенного монастырю, по ходатайству русского посла в Константинополе графа Н. П. Игнатьева, сбора пожертвований (капитала) на восстановление из развалин древнего храма над гробницей Святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (Турция). В дар часовне монахами передан список с афонской чудотворной иконы Божией Матери “Скоропослушница”.

Афонские монахи обратились с предложением «причислить» строящуюся часовню к храму в Мирах Ликийских с тем, чтобы «доходы ее шли на его восстановление». Часовня должна была стать своего рода подворьем, представлявшим в столице Российской Империи родной город святителя Николая.

В 1879 году в день памяти святителя Николая (6 декабря) состоялось освящение Александро-Николаевской часовни митрополитом Санкт-Петербургским Исидором. Настоятелем часовни был назначен иеромонах Афанасий.

Святогорцы передали в освященную часовню святыни со Святой Горы: крест с частицей Животворящего Древа, частицы мощей святителя Николая, великомученика Пантелеимона. Среди них был и образ Божией Матери «Скоропослушница».

В открытой часовне афонские отцы стали регулярно совершать молебны перед афонскими святынями, в том числе пред образом "Скоропослушница".

Начавшаяся вскоре Русско-турецкая война помешала воздвигнуть храм на родине святителя Николая в Мирах Ликийских. Монахи-сборщики в 1881 году были отозваны на Афон, передав собранные средства в Синод (3600 р.). Часовня перешла в ведение Санкт-Петербургского епархиального управления.

Осенью 1885 года (по другим источникам - в 1880 году) в Александро-Николаевской часовне произошел пожар, в результате которого часовня сгорела дотла. Однако это несчастье послужило прославлению образа Божией Матери "Скоропослушницы".

«…В мусоре пепелища была обретена нетленная икона Божией Матери "Скоропослушница", писанная на толстом картоне, с явными следами огненного опаления, доселе еще не изгладившимися…Такое чудесное спасение святыни храма произвело на благочестивых обывателей окружающей часовню местности и жителей Петербурга громадное впечатление. Молва, переходя из уст в уста, быстро облетела не только всю столицу, но и ее отдаленные глухие окраины. К иконе Божией Матери Скоропослушницы во временное помещение ее на Калашниковском проспекте потянулись вереницы богомольцев и пред нею непрерывно совершались молебны. Явная милость Божия, сопутствовавшая усердию молитвы и твердости в вере с надеждою прибегавших к заступничеству и скорой помощи Владычицы, усилила в значительной степени прилив богомольцев в часовню. Св. икону, по желанию жителей столицы, ежедневно начали развозить по домам. Быстро на месте сгоревшей часовни была выстроена новая каменная часовня, по размерам значительно уже больше первой, и в ней, кроме молебнов и панихид, совершались ежедневно всенощные бдения и обедницы с чтением акафистов." (Краткое описание Барградского Николо-Александровского храма в Петрограде. Пг, 1916 г., с.11)

Это чудесное событие способствовало увеличению сбора пожертвований на храм в Мирах Ликийских, которое не прекратилось, несмотря на военные действия. Общая сумма собранных средств в 1885 году составила свыше 70 тысяч рублей. Они были переданы Императорскому Православному Палестинскому обществу, основанному в 1883г и располагавшемуся по соседству по адресу Мытнинская ул.10. В ведение этого общества в 1888 году была передана и восстановленная после пожара Александро-Николаевская часовня. Августейшим Председателем Палестинского общества был Великий Князь Сергей Александрович, который принял на себя звание Почетного Ктитора Мирликийской Часовни. Управление хозяйственною частью Часовни было возложено на особое Попечительство во главе с его председателем и ктитором часовни графом Н.Ф. Гейденом.

Обществу, к сожалению, несмотря на все попытки, не удалось разрешить "мирликийский вопрос" и добиться разрешения у турецких властей возродить древний храм. По причине этого средства, собранные на храм в Мирах, были направлены на строительство русского храма в городе Бари в Италии, где пребывают мощи святителя Николая. Этот храм призван был стать странноприимным домом для всех паломников к мощам святителя Николая из России.

Мученическая кончина Великого Князя Сергея Александровича, убитого 5/18 февраля 1905 года террористом Каляевым, подала мысль графу Н.Ф. Гейдену и Попечительству возбудить вопрос перед епархиальным начальством о превращении часовни в храм в молитвенную память о Великом Князе - почетном ктиторе. Ходатайство это было благосклонно поддержано Великою Княгинею Елизаветой Федоровной, высказавшей непременное пожелание, чтобы в молитвах о почившем Великом Князе объединена была и память "о всех верных слугах Царя и Отечества, крамолою убиенных". По сему ходатайству Святейший Синод разрешил "Мирликийскую часовню", расширенную, обведенную кругом новыми стенами, с пятью главками и колокольнею, превратить в церковку - в память мученической кончины вел. кн. Сергея Александровича. Освящение храма во имя святителя Христова Николая, архиепископа Мирликийского и блг. кн. Александра Невского, произвел 30 ноября 1905 года еп. Нарвский Антоний.

Почетное ктиторство храма в это время принял на себя Великий Князь Михаил Александрович. В октябре месяце 1907 года на должность настоятеля Николо-Мирликийского храма в Санкт-Петербурге, по личному представлению Великого Князя Михаила Александровича, был назначен валаамский иеромонах Георгий (Хробостов; 1871 - 1947), впоследствии известный старец Ефрем.

О. Георгий с благословения священноначалия вслед за о. Иоанном Кронштадтским принял на себя подвиг ежедневного и неопустительного служения Божественной Литургии. Этот подвиг он совершал в течении 40 лет, вплоть до 2 февраля 1947 года, до начала своей предсмертной болезни. О. Георгий пользовался любовью своих прихожан, огромной известностью и популярностью в столице в разных слоях общества, в том числе среди членов Императорской Фамилии, так что некоторые из Них были его духовными чадами. 

"По словам о. Георгия, он сделался духовником Великого Князя и других князей чрез то, что отец его служил в конюшенном ведомстве в Питере, и потому ему был доступ во дворец чрез отца. Так узнали его там и стал он со временем духовником многих лиц Царской Фамилии" (Воспоминания архимандрита Афанасия (Нечаева).Старый Валаам. Север, 1991г., № 9, с.80).

Будучи духовником Великого Князя Николая Николаевича, в то время командующего войсками гвардии, председателя Совета государственной обороны, иеромонах Георгий часто служил молебны перед "Скоропослушницей" о русском воинстве. О. Георгий посылал в благословение Великому Князю снимки с Чудотворной Иконы "Скоропослушницы". В ответ Великий Князь Николай Николаевич писал (2-го июля 1912 г.):

"Высокочтимый отец Георгий! В суете последних дней не мог найти несколько свободных и покойных минут, чтобы поблагодарить Вас за снимок с Чудотворного Образа Божией Матери "Скоропослушницы" и за Ваше письмо. Я первый раз сподобился увидать Лик "Скоропослушницы", я крепко очарован Им, глаз не оторвать: что за сверхдивные черты и выражение. Несказанно счастлив, что по Ея молитве и заступничестве Вы опять в дорогом для Вас храме"... .

Однако искусственность превращения часовни в храм скоро дала о себе знать. Храм оказался тесным и низким, крайне неудобным для богослужений как летом, так и зимою: в знойное лето в нем царили духота и теснота, а зимой чрез растворенные двери проникал убийственный, пронизывающий богомольцев и священнослужителей холод, по верху валил пар, дававший обильные осадки. Кроме того, наскоро возведенные обводные стены дали угрожающую трещину.

Поэтому, как только храм перешел в 1911 году в ведение Императорского Православного Палестинского Общества, с назначением доходами его содержать построенный к этому времени русский храм во имя свт. Николая в Бар-Граде (в Италии) и странноприимницу при нем для русских паломников, Общество и Попечительство Николо-Мирликийского храма в Санкт-Петербурге пришло к мысли заново воссоздать на прежнем месте храм в более благолепном и удобном виде. В их распоряжении имелось около 15 тыс. рублей, пожертвованных на сооружение нового храма через настоятеля о. Георгия покойною Еленою Коноваловою, и 28 тыс. рублей, собранных Попечительством. Проект храма, осуществленный архитектором С.С.Кричинским, включал формы Ярославских и Ростовских храмов XVII века, а также элементы архитектуры модерна.

1912 г. Принято решение о постройке нового храма. Попечительство предлагает первоначальный образ будущего храма, сходный со скитским храмом во имя Св. Николая Валаамской обители. Вел. кн. Елизавета отклонила этот вариант и предложила идею храма, как памятника древнерусского храмового строительного искусства, поручив составление проекта архитектору С. С. Кричинскому . Попечительство снимает в нижнем этаже дома Галунова (Калашниковский 2), напротив храма, помещение, предназначая его, на время стройки храма, для часовни, где бы могли храниться святыни и церковная утварь.

1912 г. 21 июля. Императором Николаем II утвержден проект. Начата разборка прежнего храма и подготовка места к закладке нового под наблюдением попечительства храма во главе с председателем генерал-майором Н. П. Цытовичем.

1913 г. 8 сентября. Митрополит Владимир заложил храм на мощах свт. Алексия Митрополита Московского в присутствии вел. кн. Елизаветы Федоровны, председательницы Палестинского общества и вел. кн. Иоанна Константиновича. Церковь временно освящена и открыта в здании дома Галунова (ныне - помещение библиотеки им. Некрасова).

Храм был построен за 2 года, несмотря на сложные для России времена - началась Первая мировая война, Санкт-Петербург стал Петроградом, приближались страшные события 1917 года, время гонений на Церковь и ее святыни. Впереди предстояли скитания и всеми любимой "Скоропослушнице". Но пока выстроенный храм стал ковчегом, хранившим образ Богоматери "Скоропослушницы". На освящении, так же как и на закладке, присутствовала великая Княгиня Елизавета Федоровна, приехавшая для этого из Москвы. Чтобы подчеркнуть всерусское значение новой иконы, для нее был исполнен резной киот по образцу киота главной святыни земли Русской - Владимирской иконы Божией Матери в Успенском соборе Кремля. Риза и венец Богоматери были украшены драгоценными камнями большой ценности, что явилось плодом усердия богомольцев храма и почитателей этой святыни.

Как велика была вера русского народа в эти годы, видно из воспоминаний очевидцев освящения Барградского Николо-Александровского храма:

"14 декабря 1915 г., в 5 часов пополудни, во временном помещении Св. Николо-Александровского храма, перед иконою Божией Матери "Скоропослушницы", был прочитан о. иеромонахом Ювеналием акафист, по окончании которого, при колокольном звоне, с хоругвями и крестом, чтимые иконы Богоматери и Св. Николая Чудотворца были перенесены в новый храм, встречены здесь настоятелем о. Неофитом с пением: "Пресвятая Богородице, спаси нас", и временно водворены на особых, нарочито устроенных, подставках посредине храма. Богомольцы, не взирая на довольно холодную погоду, во множестве стояли по обеим сторонам пути, но которому были несены чтимые святыни храма.

В 6 часов вечера началось совершение всенощного бдения, при участии члена Совета Палестинского Общества и председателя Училищного Совета при Св. Синоде, митрофорного протоиерея П. И. Соколова, настоятеля храма иеромонаха Неофита и прочего духовенства. В храме присутствовала Великая Княгиня Елизавета Федоровна, под председательством и при благоволительном содействии которой Палестинское Общество ознаменовало свою деятельность сооружением этого храма.

Всенощное бдение было совершено с большою торжественностью, при весьма искусном пении хора и высоком молитвенном подъеме присутствовавших в храме. Казалось, что Николо-Александровский храм, украшенный святынями древности, восстановил молитвенное общение настоящего с прошлым, тесным духовным союзом объединил новых его богомольцев с древними почитателями святых икон, собрал под своим лучезарным сводом русских людей - богомольцев от востока и запада, от севера и юга и всех их склонил едиными устами и единым сердцем воспевать пречестное имя Господне и восхвалять Святителя Николая и Св. Александра Невского, небесных покровителей вновь сооруженного храма.

А чтимая икона - Богоматери Скоропослушницы, принесенная в храм с монашеской горы Афона, возносила умы и сердца богомольцев к православному Востоку и объединила их духовным общением со средоточием молитвенно-созерцательной жизни всего православного мира. И предносился духовному взору богомольцев древний Сионский храм в Мирах Ликийских, где литургисал великий Угодник Божий Николай, ныне с высоты благословляющий своею десницею новый храм его имени. Торжественно прославлялся в молитвенном сознании присутствовавших и итальянский Бар-град, где почивают святые мощи великого Чудотворца, для возвеличения которых достойным русского имени церковным сооружением и назначен служить петроградский Николо-Александровский храм. А лик царственного Святого Русской земли, благоверного князя Александра Невского, - обращал внимание богомольцев к небесному предстательству за наше Отечество и необоримому покровительству в лихие времена иноземного нашествия, к молитвенной памяти о мучениках Царе и Князе, живот свой положивших за благо Родины, и призывал горячо и усердно молиться за Царствующий Дом и всероссийское христолюбивое воинство в годину тяжких для всех испытаний, созданных тевтонским засильем.

Литургию и чин освящения храма утром 15 декабря совершал митрофорный протоиерей П. И. Соколов в сослужении местного благочинного протоиерея А. С. Кононова, настоятеля Покровской церкви протоиерея В. А. Акимова и двух местных иеромонахов о.Неофита и о.Ювеналия, протодиакона Казанскаго собора, о. Феодора и двух диаконов, при хоре митрополичьих певчих, под управлением И. Я. Тернова.

После освящения храма Секретарь Палестинского Общества А. А. Дмитриевский передал Великой Княгине Елизавете Федоровне художественную по исполнению копию иконы чтимой святыни храма - Божией Матери "Скоропослушницы" с просьбой поднести эту икону Императрице Александре Федоровне. Великая Княгиня ответила, что "Государыня Императрица еще сегодня изволила расспрашивать о храме вашем и выражала желание быть даже на освящении, но страшный холод помешал Ее намерению".

После сего А. А. Дмитриевским поднесены были иконы Божией Матери "Скоропослушницы" и Святителя Николая от имени Попечительства всем священнослужителям, принимавшим участие в освящении храма, и спутникам Великой Княгини, а Ее Императорское Высочество благословила членов Попечительства, строителей храма и художников нарочито заготовленными иконками Б. М. "Скоропослушницы" в басменных окладах.

Расписавшись первою в изящной, наподобие старинной рукописи, книге почетных посетителей, Ее Высочество изволила отбыть из храма в Царское Село.

Громадная толпа народа с нетерпением ожидала на площади окончания торжества освящения храма. И как только открылись его священные двери, богомольцы густою и непрерывною вереницею направились в храм. Сотни свечей были возжены пред святыми иконами, началось непрестанное служение молебнов пред чтимою иконою Богоматери "Скоропослушницы", слышны были молитвенные стенания и сокрушенные вопли, тесною чередой прикладывались благочестивые русские люди к святым иконам и долго и много стояли они в священном восторге и благоговейном изумлении пред исключительным собранием великого сонма древних святынь, слышавших мольбы и моления далеких наших предков."

На третий день после освящения храма Великая Княгиня Елизавета Федоровна вернулась из Царского Села и вновь посетила храм уже по окончании в нем литургии.

"Встреченная, при входе в храм, членами Попечительства и строителем храма зодчим С. С. Кричинским, Ее Высочество попросила о. настоятеля храма иеромонаха Неофита отслужить молебен Божией Матери Скоропослушнице пред Ее чтимою иконою, украшенною усердием богомольцев и помещенною, по мысли князя А. А. Ширинского-Шихматова, в иконостасе... После молебна Ее Высочество… изволила, под руководством знатока древнерусской иконописи В. Т. Георгиевского и проф. А. А. Дмитриевского, подробно осматривать все древние иконы храма и достопримечательные предметы церковной ризницы, выражая при этом свой восторг и изумление, - каким это образом князю А. А. Ширинскому-Шихматову удалось так много собрать в своем храме ценных предметов художественной церковной старины". (Освящение Барградского Николо-Александровского храма в Петрограде. Пг., 1917)

Возведение Николо-Барградского храма стало своего рода явлением Святой Руси в центре европейского Петербурга. Свои впечатления от храма замечательно выразил известный духовный писатель Е. Поселянин:

"В толчее столичной жизни, у бойкого рынка, на тесной площадке, в скрещении нескольких улиц, поднялась нежданно-негаданно высокая маленькая церковка. Поднялась, забелела стенами, невиданною в Питере звонницею на одной из стен; свободно вознесла на высоком, легком поясе своего купола главу в виде ратного шелома, и стоит, строгая и радостная, скромная и торжественная.

Строители храма, кипевшие своим замыслом, с первых шагов властно схватывают вас и переставляют далеко, за несколько веков. Отрешимся от ежедневной жизни и отдадимся в их власть.

Необходима грань между божественным и человеческим, между житейскою суетою и священною задумчивостью храма. Сени с коленчатою узковатою лесенкою, полуосвещенные, со своими расписанными стенами: какой прекрасный переход от жизни к религиозной мечте... Вошли в них - и уже забылся мир.

Откройте старые двери, какие были в теремах, и погрузитесь в древнюю Русь. Любовью и мечтою о прошлом созданный храм охватывает вас. Этот иконостас, с иконами, сплошь древними: какие чувства, какие тона! Смотрите на лик Богоматери в "деисусе", в Ее скорбные и сильные очи... А эти краски, то праздничные,- "поющие, взывающие", то нежные, тихие... Эта светло-палевая риза в крестах на Николае Чудотворце: хочется трогать руками, ласкать эту радостную материю…

Роспись стен нового храма представляет собою первую в России попытку художественного переложения древней иконописи. Экзамен выдержан. Художники Плотников и Щербаков вошли в свежую, цельную душу того времени и в наивных образах воплотили ясную религиозную мечту.

Виду седой древности этого псково-новгородского храма соответствует и великолепная отделка и утвари. Эти басменные рамы и украшения всего иконостаса, глубокий киот для чтимой иконы Скоропослушницы, - копия киота, где в Успенском соборе в Москве стоит знаменитая "Владимирская", Царские двери со столбиками, дивный серебряный семилампадник перед Престолом, обронной работы (чеканка), словно опрокинутые малые венцы, разные подлинные ковши, подсвечники, тарелки, аналойчики, древние пелены перед иконами, - все это шепчет ласково и умиленно: "Старая Русь вам кланяется!" Посмотрели бы вы на выносные подсвечники невиданной четырехгранной формы, или на зеркальце для духовенства с рамою, крытою оловянным кружевом.

И ходишь - ходишь среди этой восставшей в тихом сиянии, трогающей и зовущей старины… Всякая мелочь тут обдумана, пролюблена, выношена в душе тем энтузиастом старой русской красоты, каким является князь А. А. Ширинский-Шихматов.

Это первый радостный крик здесь, в северной столице, старой Руси к бледной подражательности. Русскому Богу - свеча в древнерусском светильнике".

Царственные страстотерпцы - почитатели иконы Божией Матери "Скоропослушницы"

Почитателями иконы Богоматери "Скоропослушницы" были также царственные мученики, особенно Государыня Императрица Александра Федоровна. Вот отрывки из ее писем к Государю Императору Николаю II, находившемуся в то время в ставке главнокомандующего, где упоминается о посещении Императрицей недавно освященного храма.

"Царское Село. 1 апреля 1916 г.
Мой родной и милый!
Теперь ты снова в ставке и, боюсь, чувствуешь себя ужасно одиноким. Стоять одному в церкви, во время этих чудных служб, будет грустно… Ольга написала тебе все, что мы делали в городе; я только добавлю, где мы с Татьяной были, пока Ольга была в Зимнем Дворце. Мы ездили в новую маленькую церковь Бари во имя Скоропослушницы (т.е. Барградский Николо-Александровский храм - прим. составителей) и видели там дивную икону - такой чудный, кроткий лик, и во время молитвы перед ней охватывает такое хорошее чувство. Я там поставила за тебя свечку, у Казанской. Божьей Матери, куда мы ездили, также. Посылаю тебе маленький образок, привезенный мною оттуда, - у тебя их уже много, но когда ты прочтешь надпись на обратной стороне, она, может быть, поможет тебе в твоей трудной работе".

В письме от 29 октября 1916 года Александра Федоровна снова упоминает о поклонении чтимому Образу Божией Матери:

"Мой родной, милый!
Ужасно была рада, получив вчера твое милое, длинное письмо - от всей души благодарю тебя за него! …мы отправились к Скоропослушнице и поставили свечки - ты носи тот образок, который я тебе когда-то привезла оттуда.
"

Позднее, уже будучи в заточении в Тобольске, она возносила молитвы "за дорогую Россию" к Божией Матери "Скоропослушнице", о чем писала фрейлине Анне Александровне Вырубовой 15 декабря 1917 года:

то впереди, не догадываюсь. Господь знает и по Своему творит. Ему все передала. Помолись за нас и за тех, кого мы любим, и за дорогую Родину, когда бываешь у "Скоропослушницы"; ужасно люблю Ея чудный Лик. Что пишут про чудотворную икону в Покровском?"

Икона "Скоропослушница" сопровождала Царственных мучеников до самой их кончины. Среди икон, найденных в доме Ипатьева после расстрела семьи Императора, было обнаружено три образа Пресвятой Богородицы Скоропослушницы. Два образа, писанных на дереве, малого размера, и один, писанный на полотне, в красках. На оборотной стороне одного из малых деревянных образов была сделана надпись: "От Ани 9 сентября 1915 г. Н." Возможно, это был подарок А.А.Вырубовой Императору Николаю II во вторую годовщину закладки Николо-Александровского храма... .

Икона последних времен

Прочитав о судьбе иконы "Скоропослушницы", явившейся в Санкт-Петербурге в преддверии грозных лет и Голгофы 1917 года, боголюбивый читатель согласится, что эта икона отличается от известного образа с таким же названием, находящегося на Афоне, не только иконографией. Под одним названием существует два образа Божией Матери. Различая эти два типа "Скоропослушницы", стали называть первый - "Афонским", а второй - "Невским". Последнее название удачно отражает историю этого образа, его связь с Петербургом, невской землей, а также нынешнее местопребывание прославленной иконы в Александро-Невской лавре. Это соответствует традиции Православной Церкви называть иконы по месту их пребывания.

Невская "Скоропослушница" является одной из икон Божией Матери последних времен. Когда само время сокращается, когда наши молитвы по нашим немощам становятся все более краткими и хладными, тогда особенно становится близкой и необходимой всякой душе христианской икона Матери Божией, чрез которую Пречистая Сама скоро слышит и во благое исполняет наши прошения, скоро посещает наши скорби и печали.

Полный текст на сайте

http://zaozernaya.ru/

Храм во имя иконы Божией Матери 'Скоропослушница'

 

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948