Поиск по сайту

[30.11.2017] Священник Иоанн Холкин: Постимся постом приятным

Наша сегодняшняя тема – «Постимся постом приятным». На вопросы отвечает священник Иоанн Холкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Орехово-Борисове Южное. Расскажите о пользе поста для души и тела человека.

– Надо заглянуть в глубь истории – откуда вообще взялся пост, говорит ли Священное Писание о посте: есть мнение, особенно среди протестантов, что пост не нужен, что нет никаких предписаний поститься. Но если мы заглянем в Ветхий и Новый Заветы, то найдем немало подтверждений, говорящих об обратном.

Большие сорокадневные посты выдерживали и Илия, и Моисей. Мы знаем, что и потоп длился сорок дней. Из Нового Завета мы знаем, что Сам Господь перед выходом на проповедь постился сорок дней в долине искушений. Поэтому для нас пост – богоустановленная традиция, и он необходим всякому православному человеку.

Есть в Священном Писании моменты, когда Господь, кажется, говорит, что пост не нужен – когда ученики Иоанна, по-моему, подошли ко Господу и сказали: почему мы и фарисеи постимся, а Твои ученики не постятся? Господь ответил: могут ли поститься друзья чертога брачного, пока с ними Жених, но отнимется у них Жених, и будут поститься.

Конечно, когда Господь проповедовал в Галилее, в Иерусалиме, это было чрезвычайное служение. Господа принимали в разных местах – где-то хорошо, где-то не очень хорошо, где-то вообще гнали. В связи с этой чрезвычайностью нельзя было на апостолов накладывать ношу, которую они не подъяли бы. Невозможно было поститься постоянно: человек путешествующий не зависит от своих трудов – он зависит от того, как его принимают. И апостолы тогда, в связи с чрезвычайностью этого служения, не могли полностью на себя возложить пост. Но когда Господь вознесся на Небеса, апостолы опять-таки пришли к установленным Законом Моисея традициям и тоже стали поститься, о чем говорит Книга Деяний святых апостолов. Так что пост для нас всех есть полезное и богоустановленное действо.

Польза от поста огромная. Мы знаем из Священного Писания такой момент, когда подошел отец одержимого ребенка и попросил Господа, чтобы Он исцелил его, и сказал, что апостолы не могут исцелить его бесноватого сына. Господь исцеляет его, и когда апостолы подошли к Нему с вопрошанием, почему же у них не получилось изгнать беса, то Господь ответил: сей род изгоняется постом и молитвой. Это первое.

Конечно же, пост неприятен дьяволу, противнику Бога. Пост и молитва – это лекарство от искушения дьявольского. Пост необходим нам, чтобы созидать в себе добродетели – любовь, терпение. Если этого нет, если человек не созидает в себе эти добродетели, если он не молится Богу, если во время поста не творит милостыню, какие-то добрые дела, а раздражается, может оскорбить, проявляет озлобленность, то такой пост Богу не угоден.

Об этом сказано еще в Книге пророка Исаии: если человек постится для самого себя и думает, что он делает одолжение для Бога, такой пост неправильный. Господь говорит, каким должен быть правильный пост (см.: Ис., 58) . Правильный пост – это когда мы творим дела милосердия. В Книге пророка Исаии сказано: пост – это тогда, когда ты кормишь голодного, одеваешь раздетого, когда творишь всякую благостыню. Пост должен помогать нам творить благие дела, творить добродетели, помогать нам соединиться с Богом. Если же происходит обратное, то такой пост Богу не угоден.

Постимся мы, прежде всего, чтобы смирить свою плоть, избавиться от каких-то страстей: тучное тело, человек сытый всегда бывает обуреваем страстями. Святые отцы, когда смиряли свою плоть через пост, через молитву, говорили: «Томлю томящего мя» – то есть томлю свою плоть, ведь не тело должно быть начальником нашей души, но душа должна владычествовать над телом – наши сознание, душа, сердце, любовь к Богу должны владычествовать над нашим телом.

И, конечно же, пост нужен, чтобы человеку избавиться от какой-то суетности, понять, для чего он живет. Мы живем в этом мире, у каждого из нас есть какое-то служение, какая-то работа, и мы можем в этом погрязнуть, можем за этой суетностью не разглядеть Бога в молитве, можем творить молитву неосмысленно – утреннее и вечернее правила у нас выходят «автоматом», мы не осмысляем этого всего. А пост – как раз такое время, когда мы пытаемся прийти к тому, чтобы быть наедине с Богом, переосмыслить свое существование.

В патерике есть очень интересная история, когда ученик приходит к авве и говорит: «Что мне нужно для спасения?».

Авва отвечает: «Избавься от суетности». – «А как от нее избавиться?» – «Ну вот смотри, ты сейчас послушник… Хочешь быть монахом?». – «Хочу». – «Станешь монахом захочешь быть диаконом?» – «Захочу, и сейчас уже хочу, хочу быть и священником, может, даже епископом». – «Сейчас пост идет. Хочешь, чтобы Пасха пришла?». – «Хочу, чтобы и Пасха пришла быстрее!». – «Вот это и есть суетность», когда человек живет как бы следующим днем. Пост необходим нам все-таки чтобы избавиться от этой суетности, от дум о завтрашнем дне.

Мы не должны в пост ходить так, будто смысл поста в каком-то ограничении и ожидании Рождества Христова. Пост – это желанное для нас средство стяжания благодати Святого Духа. Придет время, будет Рождество – тоже будем радоваться, но сейчас надо радоваться этому посту, радоваться нашему уединению с Богом, тому, что мы пытаемся осмыслить свою жизнь, избавиться от греха неосмысленности. Пытаемся прийти к тому, чтобы наша жизнь была цельной, чтобы наша жизнь протекала так, как угодно Господу.

Ирина из Нижнего Новгорода спрашивает, как помочь другому человеку приобрести желание поститься.

– Другого человека все-таки нельзя заставлять поститься. В данном случае, может быть, будет наш собственный пример, когда мы собственным примером будем показывать, что это хорошо: для Бога поститься. Но если человек не желает поститься, этому тоже могут быть разные причины. Может быть, человек просто не вхож в Церковь, либо сочувственно относится, но пост на себя не приемлет, а может, у него тяжелая работа, а может, просто не хочет работать над собой и смирять свое тело ради того, чтобы избавиться от некоторых своих страстей – бывает и такое, что человека захватывают какие-то страсти и он даже не хочет от них избавляться, а пост с молитвой мешает всем нашим страстям в нас проявляться.

Давайте об этом после звонка нашего телезрителя из Белгородской области: «Я часто от людей слышу, даже от тех, которые ходят в храм, что ограничение в пище во время поста – это не главное. И приводят пример из Евангелия, что оскверняет человека не то, что в него входит, а то, что из него исходит. Насколько я знаю (я читал Евангелие), это Христос говорил не о посте, а о немытых руках. Как относиться к таким высказываниям людей – как к лукавству или самооправданию?»

– Как относиться? Вы же для себя уже узнали истину. Что такое пост? Пост – это средство для стяжания, в том числе и того, чтобы из наших уст выходило только доброе… В Евангелии можно найти множество высказываний, которые можно исковеркать и как-то неправильно понимать. И это очень буквальный подход к Священному Писанию, он ничем не обоснован. Мы православные, мы должны все-таки рассуждать, размышлять, должны смотреть на Священное Писание в совокупности, а не на отдельные моменты.

Протодьякон отец Кураев любит повторять очень интересную историю про одного батюшку, который спорил с баптистом. Баптист постоянно батюшке говорил: «Вы должны сделать то, что написано в Священном Писании», – и постоянно давал ему какие-то отрывочные мысли из Священного Писания. А батюшке это уже надоело, он говорит: «В Священном Писании написано, что ты должен взять веревку и вздернуться на суку». Этот протестант, так назовем его, спрашивает: «Где это написано в Священном Писании?» А батюшка ответил: «Дай мне Священное Писание». И находит: «пошел Иуда и вздернулся на суку». Перелистывает несколько страниц, а там написано: «иди и ты сделай так же».

Понимаете, анекдотическая ситуация, но она хорошо показывает такой буквальный подход к Священному Писанию. Должно все-таки быть размышление. У нас есть святые отцы, которые толкуют Священное Писание, есть множество литературы, которая все-таки доказывает обратное, что Господь говорил именно о пользе поста и именно Своей жизнью. Мы знаем, что Он и молился, и постился сорок дней. Поэтому пост никто не отменял, мои дорогие, пост имеет в нашей жизни непосредственное глубокое, большое значение.

Следующий звонок из Иркутска: «У меня диабет второй степени, я могу соблюдать пост?»

– Спасибо за вопрос. Для болящих, конечно, все-таки надо исполнять предписания врачей, поэтому по Вашей болезни нужно принимать какие-то лекарства. Если врачи говорят, что поститься нельзя, то вместо поста Вам будет вменяться Ваша болезнь. Я Вам рекомендую все-таки воздержаться, потому что, конечно, при диабете надо учитывать сахар, он то повышается, то понижается, и конечно, о посте говорить нельзя.

Но никто не мешает взять для себя обет и ограничивать себя в каких-то обычных удовольствиях, которые мы себе позволяем в нашей жизни: чтение газет, телевизор, еще что-то, что рассеивает наш разум, приносит какое-то телесное удовольствие. Можно же по-другому поститься. Пост и для этого тоже создан, чтобы мы могли ограничивать себя в том числе и от этого. Если мы будем рассеивать свой разум, если, допустим, можно сказать: я не буду курить, не буду читать газет, – это тоже будет вменяться как пост. Поэтому любое ограничение будет рассматриваться Господом как подвиг, лишь бы он был нам самим на благо, ради спасения нашей души. И Господь всякое намерение лобзает. То есть если человек такой подвиг для себя совершает, если от чего-то отказывается, что ему дорого в этом мире, то Господь приемлет эту жертву.

Есть звонок из Саратова: «В декабре у меня день рождения. Не будет ли искушением, соблазном для других людей, если я на работе принесу в свой день рождения бутылку вина, скоромную еду, потому что люди не постятся, а я пощусь, не будет ли мне вменяться в грех, что я соблазнил других людей?»

– Спасибо за прекрасный вопрос. На него очень хорошо отвечает Макарий Египетский, который в пост кормил салом приходящих к нему путников. Если путник пришел, либо мы попали в ситуацию, что у нас на работе не постятся, – пожалуйста, конечно же, накройте им стол, а сами можете не есть скоромную пищу. Но это будет проявление Вашей любви. По-моему, Антоний Сурожский писал, что когда он был юношей, когда уже уверовал в Бога, прочитал Евангелие, он наложил на себя очень строгий пост. А он был тогда доктором. Его пригласила одна русская семья, очень бедная, но им очень хотелось как-то угостить этого доктора, будущего владыку Антония. У них была курица. Была Страстная седмица, и он ради любви к этим своим подопечным, пациентам вместе с ними разделил трапезу, съел курицу и потом в слезах прибежал к духовнику.

Это он пишет в своих воспоминаниях. Говорит: что со мной будет, я нарушил пост. Духовник его отругал и сказал: неужели ты думаешь, что у тебя и так грехов не хватает, что только эта курица сделает тебе запрет на вход в Царствие Небесное? То есть все ради любви. Конечно же, не будет грехом, пожалуйста, это даже будет добродетелью. Надо угостить людей, это тоже проявление любви. Если мы скажем: у меня пост, я не буду праздновать свой день рождения, это будет непонятно для наших близких. Самая важная ситуация та, в которой ты сейчас находишься. Ее надо разрешить для себя так, чтобы никого не озлоблять, чтобы дать людям возможность попраздновать. Тем более у нас, все-таки надо отметить, не строгий пост, мои хорошие. Рождественский пост, и мы постимся постом приятным.

Следующий звонок из Московской области: «Смотрю каждый год: в основном люди Новый год отмечают, радуются, веселятся, про пост забывают. Не все. К Рождеству деньги кончились, унылые лица. Я считаю (может быть, я не прав), что Новый год – это испытание для христианина, насколько он христианин, насколько он мужественный. Прав я или нет?»

– Совершенно, почему же нет? Мы же всегда призваны, в любое время быть христианами. Никогда нельзя о Боге забывать. Я же говорю, что если мы идем к кому-то посидеть на Новый год, это не значит, что мы должны превращаться в людей, которые все забывают, напились вина и забыли о посте, наелись всего от пуза и утром сожалеют о том, что произошло. Нет. Всегда должна быть рассудительность. Должно быть умение как поститься, так и отмечать праздники. Это тоже великое, это духовная тоже радость, которая присутствует в человеке, как пасхальная радость или рождественская. Рождественскую радость тоже можно испортить тем же, чем портят ее люди на Новый год, то есть можно и выпить много вина, и объесться. От этого всего мы должны быть предостережены.

Самое главное в нашей жизни – это когда мы постоянно помним о Боге, постоянно пребываем в молитве. Не грех съесть мясо, не грех, допустим, выпить бокал вина на Рождество, но во всем должна быть мера. Мера украшает человека, и если человек без меры празднует церковные праздники, уподобляя их Новому году или еще чему-то, то какой смысл всего пощения тогда? Получается, что человек все растеряет. Он растерял то, ради чего все это собирал, пытался плыть против течения реки, пытался ограничивать себя во всем. А тут все человек теряет. Это страшное состояние, зачем? Этот опыт, который мы приобретаем в Рождественский пост, надо сохранить в себе.

Не надо осуждать людей, которые в Новый год много себе позволяют, потому что осуждение – само по себе грех. Если мы будем осуждать их, мы сами можем впасть в какие-то подобные грехи. Как показывает духовная практика, от этого никто, даже православные христиане, не застрахован. Но мы-то, православные христиане, должны понимать, что для нас это праздник Рождества, а Новый год – это встреча новолетия и ничего в этом страшного нет. Светские праздники для нас (мы же тоже являемся гражданами нашего государства) тоже являются какой-то важной составляющей. Мы тоже призваны быть гражданами своего государства, хорошими гражданами. Мы должны молиться за власть, в Новый год как раз обращение президента можно посмотреть, кто пожелает. Это же дань тому государству, в котором мы живем, той традиции, которая у нас уже сложилась (к сожалению или к счастью). Так уж получилось, и мы поставлены в эти условия, эту ситуацию. И мы должны в каждой ситуации достойно сохранять лицо христианина.

Время нашей беседы подходит к концу, в завершение благословите наших телезрителей.

– Дорогие телезрители, поздравляю вас с грядущим праздником Введения Божией Матери во храм, Бог благословит и помилует всех нас, спаси Господи!

Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948