Поиск по сайту

[28.12.2016] Иерей Даниил Рябинин: Проповедь в интернете

В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Академическом районе г. Екатеринбурга, руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, преподаватель Екатеринбургской православной духовной семинарии иерей Даниил Рябинин.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Думаю, многие наши зрители помнят Вас как ведущего программы «Беседы с батюшкой», которая раньше выходила в течение недели только из Екатеринбурга; также по программе «Архипастырь», которую Вы вели, еще будучи студентом Екатеринбургской духовной семинарии, а также как ведущего программы «Читаем Евангелие вместе с Церковью». Отец Даниил – человек для вас не новый, знакомый. Сейчас он настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге, руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии.

Отец Даниил, Вы являетесь достаточно активным участником проекта под названием «Батюшка онлайн», в котором пользователи сети Интернет могут задать вопрос батюшке на любую интересующую их тему, поэтому сегодняшнюю программу хотелось бы посвятить теме проповеди через Интернет. Многие священники и архиереи Русской Православной Церкви имеют свои страницы в социальных сетях. Они пытаются поддерживать их в живом состоянии, когда там публикуются новости, фотографии, статьи. Нужно ли это, требуется ли в современном обществе, в современном состоянии Церкви?

– Да, действительно, тема проповеди или присутствия Церкви в интернет-пространстве актуальна и очень злободневна. Если мы с вами посмотрим на темы различных площадок, в том числе тех, которые проходят в Москве (например, Рождественских образовательных чтений и многих других значимых мероприятий), то на протяжении нескольких лет один из вопросов, который обсуждается, это вопрос присутствия Церкви в Интернете, его формы и способы. Современное общество мы можем назвать обществом информационным, поэтому присутствие Церкви необходимо и обязательно, потому что если мы будем игнорировать эту площадку, эту форму общения людей, потеряем очень многое. Потому что задача Церкви все-таки – проповедь Евангелия, проповедь спасения, слова о Христе.

Это площадка, если мы говорим об Интернете, где присутствует огромное количество людей, огромное количество молодежи, которую мы не так часто встречаем в храме (хотя это тоже уже пережиток времени, уже неверно так говорить). Но тем не менее мы встречаем очень активную молодежь в сети Интернет. И чтобы оторвать людей от некоторых вещей, которые там представлены сейчас, от того контента, который предоставляют какие-то понятные или непонятные люди, Церковь должна иметь свое направление работы, свой контент, свою евангельскую, Христову позицию, проповедуемую ею с амвона или на улице.

– Вообще если говорить о современных людях, молодежи, которая пользуется Интернетом, то она там ищет ответы на самые разные вопросы, начиная с того, как приготовить суп, и заканчивая тем, как спастись. Поэтому действительно очень актуально и радует, что многие монастыри и некоторые храмы Русской Православной Церкви создают, к примеру, свои видеоканалы, где они рассказывают о приходской жизни, жизни в монастыре и о монашестве, публикуют проповеди. Многие наши зрители уже могли видеть эти видеоматериалы в эфире.

Конечно же, главная цель проповеди через Интернет – рассказать о Боге и Его Церкви. И одно дело об этом говорить в виртуальном пространстве, а другое – в реальной жизни, нужно привести людей в храм.

– Да, я соглашусь, но есть несколько нюансов. Действительно, проповедь в Интернете - это проповедь о Христе, проповедь Евангелия. Среди различных форм миссии мы выделяем миссию присутствия, это как раз-таки информационная миссия. Если в таком средстве массовой информации, как телевидение, все понятно (есть телеканал «Союз», мы знаем, какой он предлагает контент, какой создает; или телеканал «Спас»), то в Интернете все сложнее. Интернет-пространство сейчас очень свободно. Хотя оно и начинает сейчас хоть в какой-то мере контролироваться соответствующими органами, тем не менее здесь представлено очень много разноплановой информации. Повторим, что наша задача – быть правильными маячками, чтобы мы могли дать понимание (или хотя бы сделать такой звоночек), что же в этом мире вообще происходит, помимо того что черпается в Интернете. Это первый момент.

Мысль правильная, что надо человека из виртуального пространства перенести в реальное пространство. В этом и должно быть мастерство тех людей, которые находятся за экраном или сидят за клавиатурой. Надо дать такой ответ человеку, чтобы он захотел не дальше написывать священнику в личные сообщения или в соответствующие группы, а чтобы это в конечном счете сподвигло человека прийти в храм. В Интернете человек может сделать такой полушажочек на пути к Богу.

Но можно ли найти Бога в Интернете?! Можно ли понять Бога через интернет-пространство?! Нужно, чтобы человек через это перешел к более традиционным формам, пришел в храм. Тем более бывает множество вопросов, которые решаются в личном порядке, в личной беседе. Еще большее количество вопросов должно решаться на Таинстве исповеди. Таинство исповеди – это совершенно иная форма беседы, здесь через священника действует Сам Бог. И возможно, те ответы, которые священник даст лично, в беседе по телефону или через Интернет, могут быть совершенно не те, что человек мог бы услышать через Таинство исповеди. Это тоже надо понимать. Поэтому если священник или человек, имеющий на это благословение, семинарист, получивший богословское образование, помогают людям найти ответы в Интернете, они должны понимать, что человека надо привести в храм, чтобы это сподвигло его на молитву, на службу и так далее.

– Люди часто пытаются найти ответ на личный вопрос, тогда как священнику минимум нужно знать хотя бы небольшие сведения о самом человеке, его жизненных проблемах. Иногда вопросы, которые приходят в нашу программу, очень личные, решить их может только человек, который вопрошающего знает.

– Священник может посоветовать обратиться к духовнику, и это не потому, что священнику лень ответить, что он не знает каких-то духовных вещей или что это человек не высокодуховный. Здесь требуется личный подход, тем более когда ответ публикуется в социальных сетях, в общей ветке, то сколько человек еще прочитает этот вопрос и прочитает ответ священника?! Может десять, или сто, или тысяча; и каждый, кто столкнулся с такой ситуацией, может воспринять ответ этого священника как самому себе, как рекомендации и позыв к действию. Но это ведь не так.

Например, возьмем духовные письма или переписку со святыми отцами, с духовником, которые публикуются. Мы читаем и говорим: вот так-то святой отвечал такому-то человеку в этой ситуации. Надо понимать, что этот человек ему был знаком, что нельзя вот так брать из контекста, не зная конкретной ситуации и тех отношений, что сложились между духовником и его чадом, и применять совет к себе. То же самое в Интернете, в социальных сетях, когда ведутся дискуссии, задаются вопросы, публикуются ответы.

И когда возникают личные вопросы, призываю всех наших зрителей, всех, кто активно пользуется Интернетом и хочет задать вопрос священнику: лучше зайдите в храм; священник все равно найдет возможность ответить даже при загруженном графике, плотном богослужебном ритме жизни и многом другом, в чем он может участвовать.

Придите к священнику, придите на исповедь и решите волнующий вас вопрос. Это могут быть вопросы личной жизни, вопросы, связанные с детьми, и многое-многое другое, что волнует человека. Я всех призываю к этому.

Дай Бог, чтобы у священника хватало времени на каждого такого вопрошающего.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «У меня есть сомнения по поводу Интернета. В Евангелии (конечно, цитирую не дословно) говорится про фарисеев: «Все, что они говорят, – делайте, но так, как они, не поступайте». В Интернете может быть все. Можно красиво писать, но я этого человека не знаю, он может завести туда, откуда потом не выберешься».

– Спасибо за интересный вопрос. Но я думаю, что сложностей здесь возникать не должно. Вы правильно привели фразу Господа из Евангелия. Достаточно часто мы встречаем в Интернете осуждения священников или христиан: вот, вы говорите одно, поступаете по-другому. Можно прочитать какую-то блестящую проповедь священника, но мое-то дело следовать за Христом, а не искать темные или светлые пятна в этом человеке.

Может, эти слова сподвигают меня к тому, чтобы я более активно и усердно занимался своей духовной жизнью, это ведь замечательно. Ну а то, что происходит с этим человеком, это его личное дело. Я не думаю, что это какая-то проблема, в том числе в сети Интернет. Всегда существовало фарисейство. Этот феномен, к сожалению, присущ религиозной жизни. Были фарисеи и среди иудеев, и среди нас они есть. Никто этого не отрицает. Наоборот, мы сами себя этим обличаем и призываем от фарисейства отказаться. Сколько раз слово «фарисейство» звучит в храме, сколько раз мы слышим обличительные речи Христа за богослужением! Дай Бог, чтобы нам от этого вреда избавиться, от этой пакости и гадости, которая проникает в нашу религиозную христианскую жизнь.

– Наш зритель пишет: «Спасибо за интересную тему, даже у нашего Патриарха есть страница в социальной сети «ВКонтакте».

Действительно, такая страница есть. Отец Даниил, существует огромное количество социальных сетей, не будем их все перечислять, чтобы никто не воспринял как рекламу. У каждой соцсети есть своя аудитория: есть постарше, помладше; те, кто следит за новинками приложений… Но одно дело вести одну-две страницы, а другое – иметь три-пять аккаунтов. Это ведь уже ежедневная и ежечасная работа.

Если это не просто страница, как, например, у меня, а уже страница священника Русской Православной Церкви.

Нужно выкладывать качественные фотографии, качественные тексты, на вопросы отвечать не отпиской «обратитесь к духовнику», а попытаться ответить, вникнуть в проблему и в конце этого сообщения все-таки напомнить, что лучше будет обсудить это с духовником. Вот эта проповедь в Интернете не мешает работе с паствой? Не мешает ли это Вам как настоятелю?

– Тут два разных момента: говорить лично обо мне или в целом. Любой священник, который активно пользуется Интернетом, когда заводит различные аккаунты в социальных сетях, начинает свое общение с теми людьми, которые к нему обращаются, тратит на это огромное количество времени. Это реальный труд. Как общение человека с человеком в реальной жизни – труд, так и в соцсетях. Это надо понимать любому священнику, и мы опять же говорим, что это некая форма миссии так или иначе: готов ты на это время тратить или нет, потому что твоя активность будет влиять на отношение к тебе самому.

Я тоже не всегда нахожу время на то, чтобы вовремя ответить на вопросы многих и многих людей, которые пишут в социальных сетях, хотя пользуюсь только одной сетью и одним аккаунтом, который является такой, скажем, официальной страницей, где я могу общаться с людьми. Даже этого оказывается очень много, потому что это труд, это время. Дай Бог, чтобы возможности у нас для этого находились, и я, пользуясь случаем, прошу прощения у тех людей, которые не дождались ответа. Это не потому, что мне не хочется этого делать, просто потому, что нет возможности выйти в свой аккаунт в соцсети и хорошенько подумать, ответить достойно и достаточно полно на вопросы. Не хватает времени, и это не отговорка. Как у нас люди сейчас любят говорить: «У нас нет времени». Хотя его полным-полно, а действительно есть еще важные задачи, которые нужно решать: это приход, это миссионерское служение и многое другое.

– Наша зрительница пишет: «У меня взрослый сын, венчан со своей женой, отец, но категорически против Церкви и ищет в Интернете всякую гадость, клевету и присылает это мне, рассказывает. Я стараюсь этого не замечать, но от этого больно почему-то…»

Ведь социальные сети могут быть местом не только для проповеди, но и для антипроповеди. Это некое место, где люди больше находят гадостей, чем пользы.

– Интернет – это такое пространство, где действует некая свобода. Да, существуют группы, которые изыскивают различные пакости и прочие нехорошие вещи в отношении Церкви, государства, конкретных людей. Этого действительно много. Как к этому относиться, если внутри семьи возникает такой разлад, проблема? Здесь, наверное, проблема не только Интернета, это наша общечеловеческая проблема. Раньше искали эту гадость в других источниках.

Если такое происходит в семье, на работе, как нам быть? Нам надо быть самым добрым примером христианина. Будут Вам писать: «Вот вы все христиане фарисеи, тут с улыбочкой говорите одно, а сами злее собаки. Дома непонятно чем занимаетесь»; или: а ваши-то служители вот такие-сякие, людей к одному призывают, а сами-то… я видел, я слышал то и то. Да, это будет всегда. Но если я лично дома буду нормальным, добрым примером христианской жизни, все изменится; об этом говорил и апостол в Писании. Ничего нового в этом мире нет. У нас все давным-давно есть. Давайте будем читать Священное Писание, изучать там, как себя вести.

Это относится и к сети Интернет, где у нас, еще раз повторюсь, миссия присутствия. Мы должны там находиться, это будет некоторыми маячками, которые будут человека от этого всего болота отводить. В Интернете можно найти все что угодно, когда угодно, и здесь ты контролируешь, а можешь и не контролировать самого себя и любым своим страстям найти реализацию. Поэтому присутствие Церкви в Интернете для проповеди о Христе, проповеди Евангелия – необходимость. Об этом говорят и Святейший Патриарх Кирилл, и многие иерархи Православной Церкви. И слава Богу, что у нас работа в этом направлении развивается.

Помимо сайтов-визиток епархиальных и прочих, где скорее приводится отчет о служении, о деятельности отделов, есть реальные сообщества, где человек может найти общение людей и церковных, и нецерковных и обсуждать различные темы. Потому что мы должны понимать, что Церковь открыта для всех людей; и диалог Церкви с миром возможен в любой плоскости, на любом уровне, к этому мы открыты. Не избавиться нам от гадости. И задача не в том, чтобы избавиться от этого негатива. Не в том, чтобы освятить Интернет, не в том, чтобы сделать его благочестивым. Давайте тогда всё делать православным: создавать православный Интернет, православный продуктовый магазин. Задача Церкви, которую и в принципе дает Господь, – освящать этот мир. Ну, вот такая форма сейчас, мы должны над этим трудиться.

– Стоит поговорить еще об информационной безопасности. В социальных сетях можно найти огромное количество групп, в заголовках которых может быть написано: «православие», «православная христианка/женщина», «православный мужчина»; может быть изображен крест (это я сейчас говорю не про конкретную группу с таким названием). Как проверить, что это то место, где мне, по крайней мере, не навредят? Вообще возможно ли это?

– Я думаю, возможно. Во-первых, любой пользователь Интернета, более-менее в нем сведущий, понимает, что есть топовые сайты, группы, которые разделены по каким-то категориям. Если мы говорим про христианство и православие, то найдем, наверное, с десяток топ-групп, в которых точно не ошибемся, их модерирует православный священник, а не какой-то ряженый или выдающий себя за священника. Это будет понятно и по содержанию контента, который там представлен, по обсуждениям, адекватности ответов, если мы говорим о вопросно-ответной системе.

Я думаю, даже человек, мало сведущий в той или иной тематике, зайдя в группу в социальной сети или просто задав вопрос в Интернете, попадет куда надо. Любому пользователю сети Интернет это не так сложно. Священник ведь тоже не разбирается во многих вещах. Надо, например, купить что-то для дачного участка, и мы находим с десяток интернет-сайтов, самым топовых. Это понятный принцип и рекламы, и всего прочего. Известный проект «Батюшка онлайн» имеет свои группы в социальных сетях, обращайтесь туда и точно не ошибетесь.

– Вы в том числе ответили на вопрос нашего зрителя о том, можно ли доверять православным группам «ВКонтакте».

– Можно, просто в этом надо разбираться. Сложного ничего нет.

– Отец Даниил, нужно ли священнику, как говорится в современном мире, быть в тренде, следить за новинками приложений, новыми социальными сетями? Если раньше было, скажем, два особо популярных, то теперь их огромное количество, самого разного толка. Где-то, допустим, можно выкладывать фотографии с комментариями и небольшие видеоролики, в приложении «Перископ» пользователь имеет возможность вести прямую трансляцию. Вот как мы сейчас беседуем. Только зрители там не звонят, а пишут вопросы, которые тут же появляются на экране. Такой способ проповеди тоже очень интересен. Так вот, нужно ли священникам идти в ногу со временем?

– В целом в ногу со временем идти, конечно, нужно, но вот так, чтобы следить за всеми новинками, на это, я думаю, чрезмерного внимания обращать не стоит. Как и в любом деле, если мы слишком погрузимся, потеряем основное, необходимое. В Интернете, в социальных сетях, о которых мы говорим, есть уже свои сформировавшиеся бренды. Появляются разные приложения, и мы должны понимать, что это все виды коммерческих услуг и мы не можем распыляться на все. У нас есть задача присутствия в Интернете. Да, если социальная сеть приобретает какой-то огромный масштаб, наверное, туда входит Церковь или там появляются священники. Тот же «Перископ». В нем активно принимают участие священники, снимают видеотрансляции и иногда даже богослужения, хотя я лично в этой сети абсолютно не разбираюсь и не знаю про нее ничего.

– Как Вы считаете, должна ли быть такая специализация, скажем, что священник вообще имеет право это делать? Есть священники, которые могут ответить на любой вопрос, могут работать с агрессивной или неподготовленной аудиторией, а есть те, которым приятнее работать хотя бы с интересующимися, с теми, кто заходит в храм. Не нужно ли организовать специальные курсы образовательные, на которых будут учить, как правильно это осуществлять?

– Вопрос интересный; может быть, со временем что-то подобное будет, но тем не менее скажу, что есть рекомендации Московской Патриархии по ведению православных групп в социальных сетях. На самом деле возникает множество вопросов: как отвечать, если человек агрессивно настроен? Или вообще не отвечать, игнорировать? Какую форму выбирать? Много вопросов касается таких нюансов, как общее мнение Церкви и частное того или иного священника. Священник – это и частное лицо в том числе. Как он ответит?! Не на общий вопрос, есть Бог или нет. Да, есть, Бог есть Троица. А что-то другое, когда нужно выразить свое мнение в отношении происходящих событий и все эти вопросы очень тонкие. Я думаю, что со временем они будут принимать некую форму.

Может быть, не хватает таких православных сайтов, где бы мы могли найти некую аналитику или анализ происходящих событий с христианской точки зрения, потому что рассказать о празднике может любой человек, ответить на более-менее простой вопрос может любой человек. А проанализировать что-то, не связанное с частной жизнью, а, может быть, с общественной жизнью, каким-то социальным явлением? Пусть даже речь о понятных вещах: проблемы семьи и брака, проблемы рождаемости, абортов и многие другие социальные проблемы, которые не приобретали бы острую форму, не относились бы, как говорят, к горячим новостям. Вот такая аналитика, сайты с таким контентом должны быть, и, может быть, они появятся. Как это будет развиваться, посмотрим.

– Вопрос телезрителя в социальной сети «ВКонтакте»: «Посоветуйте, до какой степени нужно противостоять тем, кто льет грязь в Интернете на Православную Церковь? Есть шанс попасть на злобного “тролля” или “автобота”!»

– Здесь, как и в любой другой беседе, мы сталкиваемся с проблемой непонимания, нежелания слышать, одна сторона не слышит другую… Смысл в таком диалоге? Троллинг – «забавное» явление, которым занимаются люди, это так называемые «диванные аналитики». Это есть, но мы должны смотреть на это адекватно. Не надо рвать на себе рубашку и кричать: «Ты не прав!» Над этим люди будут потешаться, еще больше провоцировать, и ты же еще останешься дураком.

Вся тонкость диалога, беседы в интернет-пространстве в том, что мы, во-первых, собеседника не видим; неизвестно, кто этот человек, настоящий он или нет. Ты не знаешь, действительно ли он обладает каким-то знанием или он просто тут же гуглит вопрос и скидывает эту информацию, представляясь ученым или знающим материал. Более того, человек, который сидит на диване или в кресле, печатает гадости, пошлые комментарии, опять же полагает, что он за это не несет никакой ответственности, может оскорблять хоть кого (хотя опять же мы видим, что наше государство более внимательно стало относиться к этим вещам; в силу разных законов острота эта утихла, но тем не менее все это проявляется).

Главный вопрос: как мы на это должны реагировать? Давайте смотреть на все по-христиански, в том числе на пространство, в котором мы проповедуем, в котором несем слово Божие. И апостолов не слушали периодически: убивали, мучили, оскорбляли, плевали в них, кидали камни. То же самое здесь. Как они отвечали? Кидали камни обратно, плевали в тех людей? Такое поведение будет не совсем адекватным, и поэтому любая дискуссия, вовремя законченная одним из собеседников, когда все выходит за границы разумного, будет, наверное, показателем его большего интеллекта и понимания того, что происходит.

– Большинство пользователей Интернета молодежь. Удается ли Вам как молодому священнику выстроить диалог с молодыми пользователями?

Еще наш зритель пишет: «Отец Даниил, очень за Вас рад, что Вы пошли по духовной стезе. Расскажите, приходят ли в Ваш храм молодые люди, что их тревожит или, наоборот, радует в церковной жизни?»

Предлагаю еще поговорить о молодежи в виртуальном мире и в реальной жизни…

– В любой храм приходят молодые люди, и уже неактуальна фраза: «в храме одни бабушки, молодых людей там нет». Мы наших бабушек очень любим и ценим, за любовь к Церкви, к пастырям, за их труд. Но молодежь - это ведь активное население, ищущее; и ищущее в том пространстве, куда имеет доступ. Не всегда человек может прийти в храм, мы это понимаем. Для этого могут быть разные причины, могут быть разные трудности и сложности у человека, в том числе и у молодого. Это до сих пор присутствует в нашем обществе, но тем не менее молодой человек ищет ответы на свои вопросы и в сети Интернет, и в храме.

Вопросы-то жизненные испокон веков у всех одни и те же. И то, что молодой человек идет за их разрешением к священнику, – это вполне нормальное явление. Эти вопросы касаются его будущей жизни, семейных трудностей, взаимопонимания с родителями. Если это супружеская пара, то внутри семьи. Ответы на эти вопросы Господь уже все дал, ответили святые, и эта сокровищница хранится в храме божьем и в Евангелии. Мы их должны изучать и к ним стремиться.

Как найти общий язык с молодежью? Нужно общаться, нужно не быть фарисеем, нужно говорить языком, понятным молодому человеку. Кто-то меня, может, поправит: «Так Вы, батюшка, советуете говорить с молодежью на сленге». Вовсе нет. Нормальный русский язык понимают нормальные, адекватные люди, молодые люди. Все его прекрасно понимают и знают. В первую очередь, надо избавляться от этой «надумки», что храм некое религиозное гетто и церковные люди живут там и ничего не понимают, что происходит за церковной оградой, а только молятся, постятся, а в том, что происходит за стенами храма, в реальной современной жизни никто ничего не понимает. Это вовсе не так, от этого нужно избавиться. Любой молодой человек найдет общий язык с собеседником, будь то священник или простой христианин, если будет взаимопонимание. И не потому, что я говорю на молодежном языке, ношу молодежную одежду, слушаю современную музыку, катаюсь на скейтборде или вид у меня как у фрика. Дело-то не в этом, а в общении. Конечно, встречают по одежке, но провожают по уму! В храм приходят молодые люди для поиска ответов на свои вопросы, для того, чтобы обратиться к Богу.

Господь людей приводит. Мы должны понимать, что в нашей жизни случайных людей нет. Пришел к тебе человек (это относится не только к священникам, но ко всем), какое-то у нас состоялось общение, у человека нецерковного с церковным. И может быть, так Господь устроил, что от этой беседы будет и мне польза, и другому человеку, хотя говорили мы, может, не на церковные темы. Вот это и многое другое позволяет нам не то чтобы привлечь молодежь к чему-то, как поступают некие другие люди, которые к себе постоянно кого-то завлекают... Наша задача не в том, чтобы какое-то развлечение предлагать в храме.

Иногда задают вопросы: о чем же говорить с молодежью в храме или как выстроить молодежный клуб, о чем с ними говорить?! Все вопросы одни и те же. Они волнуют любого человека, и молодого в том числе. Если он видит в лице священника или активного деятеля прихода здравомыслящего человека, понимающего события, происходящие вокруг и во всем мире, то, наверное, он с ним будет общаться, потому что ему представят христианский взгляд на то, как надо или не надо жить.

– В продолжение темы молодых… Вы участвовали в «лайф»- встрече проекта «Батюшка онлайн», то есть была устроена живая встреча со студентами. Когда мы пересматривали ее запись, то поначалу было видно, что студенты отнеслись к Вам настороженно, а ближе к середине начался диалог, живая беседа. Как аудиторию заинтересовать?

– Это вопрос непростой. Да, у нас состоялась такая встреча: «батюшка-оффлайн», потому что из онлайна пришлось выйти. Эта встреча проходила в УрГЭУ (СИНХ), и действительно, в любой аудитории начинать разговор священнику сложновато. Представьте себя на месте студента 1-го или 2-го курса. В аудиторию заходят два человека, один из них в черной рясе, с бородой. И студент думает: «Сейчас опять будут учить меня жить, будут долго и нудно рассказывать эти прописные истины. Ну ладно, хорошо, что у меня пару отменили, все равно к ней не приготовился. И я посижу в Интернете, в социальных сетях». Но слушать все это сложно и «напряжно», выражаясь современным языком.

Это так, но, как мы только что говорили, нужно, чтобы наше слово было не то чтобы современным, а чтобы оно отвечало потребностям людей сегодня, здесь и сейчас. Представьте, если я выйду и начну свое слово в стиле ХVIII или ХIХ века, или буду бесконечно употреблять славянские выражения, или говорить на церковнославянском языке, приводить какие-то пространные цитаты святых отцов, сложные для понимания, это все будет трудно. Понятно, что аудитории бывают разные и где-то, может быть, надо говорить именно таким образом, но в отношении молодого человека совершенно другая форма. Я не хочу говорить про себя лично, но в целом в этом и должно заключаться искусство миссии, ее изюминка. Поэтому не каждый миссионер может быть миссионером. Не каждый к этому призван. В Евангелии читаем: кто-то апостол, кто-то евангелист, кто-то проповедник, кто-то иными дарами Божьими наделен. Поэтому если мы нашли контакт с аудиторией, надо его поддерживать: отвечать на реальные вопросы, давать реальные ответы с пониманием того, к чему мы призываем.

Конечно, в аудитории возникает много личных вопросов, но мы должны ответить на них таким образом, чтобы наш ответ не стал призывом к действию для всех. Потому что один из самых популярных вопросов среди молодежи: как найти себе молодого человека или девушку? В ответе нужно вкратце объяснить православное учение о браке, рассказать, что нам ждать от отношений, к чему мы вообще стремимся. Удастся это сделать или нет? Надо попробовать. Если кто-то пойдет говорить с молодежью, даю стопроцентную гарантию, что его об этом обязательно спросят.

Сейчас наша молодежь – это образованные, грамотные люди, понимающие многое, в том числе и благодаря Интернету. Да, в Интернете можно найти и много плохого, и много того хорошего, что дает возможность для самообразования. Давайте использовать эти ресурсы на пользу самим себе. Если раньше нужно было идти в библиотеку и проводить какие-то сложные манипуляции, чтобы найти нужное издание (и то не факт, что оно вообще есть), то сейчас даже в любой деревушке есть Интернет, за исключением, может быть, каких-то сложных регионов. Но тем не менее сотовый оператор – это обязательно наличие Интернета и возможность доступа в сеть. Поэтому есть колоссальные возможности для самообразования.

И не надо думать, что с молодежью мы будем говорить на примитивные темы: как правильно лоб перекрестить и так далее. Это все прекрасно знают. Всех волнуют насущные жизненные вопросы, постарайтесь на них ответить, и вы приобретете интерес аудитории.

– Вопрос от телезрительницы: «Мне 85 лет, я перенесла шесть операций, очень редко хожу в церковь. Я слушаю многие программы на «Союзе», смотрю службы, но не знаю, как быть дальше, не могу ходить ни в церковь, никуда. Что делать? Помогите!»

– Спасибо за Ваш вопрос. В жизни человека случается очень много трудных ситуаций, в том числе когда человек уже в преклонном возрасте (и не только) лишается физической возможности прийти в храм, участвовать в богослужебной или вообще активной жизни. Решение для таких вопросов, конечно, есть. Во-первых, мы должны понимать, что наше обращение Бог слышит в любом месте. Безусловно, мы должны молиться, и молиться можно в любом месте. У Вас случилась трудная ситуация, молитесь, чтобы Господь избавил Вас от этого, дал возможность... А если такой возможности для Вас нет, значит оставайтесь в том, пусть тяжелом и трудном состоянии, с благодарностью Богу, ни в коем случае не унывая и не отчаиваясь, не забывая о том, какие силы Господь подает сердцу верующего человека. Это первое.

Во-вторых, если вы живете в более-менее большом городе или даже в маленькой деревне, то всегда есть возможность, чтобы Вас навестил священник, поисповедовал, помог духовным советом. Если есть сложность быть в храме, на литургии, то есть возможность причащения больного на дому. Это та духовная основа, тот духовный фундамент, который мы приобретаем, поэтому не отчаивайтесь и не унывайте, помните, что Бог может все. Молитесь, и дай Вам Бог сил, терпения и, конечно же, помощи Божьей в Вашем совсем нелегком состоянии. Мы верим и знаем, что Господь поможет, если Вы будете обращаться к Нему искренне, с верой.

– В продолжение темы жизненных испытаний… Наш телезритель написал такой вопрос: «Почему Господь попускает различные испытания человеку для того, чтобы выжить? Неужели иногда стремление выжить приводит ко греху, если человек настрадался из-за меня и сам же спас меня в этой жизни? Недавно произошел такой случай, поэтому спрашиваю у того, кто сможет помочь мне в трудной ситуации».

– Вопрос трудный, потому что здесь мы обращаемся к теме Промысла Божия. Есть целый раздел христианского вероучения о Промысле Божием. Это постоянное, непрестанное действие Бога в отношении мира. Все мы созданы ради того, чтобы достичь Царства Небесного, ради блаженства будущего мира, и Господь промышляет все вокруг нас и создает все условия, чтобы мы добились этого в конечном счете.

Как мы с вами понимаем, педагогика выстраивается не только путем пряников, сладостей и прочих «приятностей» для нашей души и нашего тела. Педагогика еще строится путем кнута. Как бы нам этого ни хотелось, но так есть: настолько мы очерствели, что порой достучаться до сердца человека можно только через это. Не потому, что Бог такой жестокий. Вовсе нет. Давайте подумаем, кто чаще всего приходит в храм, в каких жизненных ситуациях. Человек, у которого все замечательно и классно? Или когда у человека горе? Давайте сделаем онлайн-голосование в течение программы и посмотрим. Ответ будет прост: когда у человека горе. Есть в нашем русском народе поговорка: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Вот такие мы «мужики»… Пока нам гром не грянет, а лучше чтобы прямо по голове, чтобы дом сгорел и все вообще развалилось… Тогда да. Но не надо думать, что только через сложные жизненные ситуации Бог ведет нас в Церковь. Дело не в этом.

Есть прекрасная книга Священного Писания, которая повествует нам о праведнике Иове. И там совершенно другая ситуация: он вовсе не был грешником и не был так далек от Бога, чтобы все случилось так, как произошло. Но это был благой Промысл Божий. Вот так устрояет Бог, что нам своим человеческим рассудком этого не понять и не объяснить здесь и сейчас. Мы знаем, что крупное и великое видится издалека. Так давайте немножко времени проживем и исходя из этого потом посмотрим в прошлое и поймем: те обстоятельства, которые с нами произошли, на пользу нам были или нет? Вот эта область Промысла Божия – очень сложная и трудная. Очень сложно объяснить здесь и сейчас, почему мне плохо, а другому хорошо, почему грешник радуется и веселится, а праведник умирает и погибает. К святому Серафиму Саровскому зашли разбойники, ударили его топором по голове. Он был грешный? Нет. Почему Господь праведнику попускает такие вещи? Это трудный и сложный вопрос, но значит так необходимо ради нашего спасения, ради нас самих.

Сейчас фактически в каждом автомобиле и телефоне есть навигатор. Мы задаем движение из точки А в точку Б, и он сообщает нам самый короткий путь, обходя пробки, аварии. Но мы не следуем советам навигатора, а поворачиваем сами куда хотим. И он нам говорит: вы сбились с маршрута, ваш маршрут перестроен, поверните налево, а мы поворачиваем направо. И наша дорога становится все сложнее, дольше; и вместо того, чтобы добраться до дома за двадцать минут, мы едем тридцать, сорок... Так и в нашей жизни: Господь нам дает эти маячки, а мы всё идем другой дорогой. А в итоге что? Бензин в баке кончился, и ты до дома не доехал. Так и в человеческой жизни. «Аще и в силах восемьдесят лет, –говорится в Писании, – но множае их труд и болезнь».

– Вопрос от телезрительницы в социальной сети «ВКонтакте»: «У меня очень важный вопрос о Таинстве Евхаристии, который меня как медика очень волнует. Причастие – самое важное таинство, но не может не тревожить тот факт, что причащают всех одной ложечкой и еще рты вытирают одним и тем же полотнищем. Это прямо какой-то доисторический, донаучный, безграмотный подход!

Люди приходят разные, и болящие в том числе, и детки! Не будем говорить обо всех болезнях, а хотя бы об одном вирусе гепатита (А, В). К сожалению, научно доказано, что и самый страшный гепатит С передается со слюной, в которой у любого человека есть частички крови. Это попадает от одного носителя к здоровому человеку, и вино это не продезинфицирует, не хватает в вине высокой концентрации спиртовой основы!

Неужели бы святость изменилась от того, если бы после каждого человека ложечку хотя бы обмывали в кипяченой воде или каждый носил бы с собой чистую серебряную ложечку для причастия? Очень жду ответа. С уважением к Вам!»

– Да, очень интересный вопрос, но думается, что его уже задавали десятки раз, в том числе и на разных интернет-площадках. Церковь существует в этом мире 2000 лет, но найдите хоть один случай, когда кто-то заболел бы гепатитом, простудой или еще чем-нибудь, приобщаясь Святых Христовых Таин. Такого не может быть вообще, потому что мы верим в Бога, приобщаемся Святых Христовых Таин. Наша телезрительница начала свой вопрос с того, что это самое главное таинство. Так и относитесь к этому как к таинству, а не с точки зрения медика, рассматривающего, что же там происходит.

Некоторые умники начинают рассматривать святую воду под микроскопом и говорить, какие там происходят процессы. В советское время говорили: ребята, вы воду серебряным крестом осеняете, ионы серебра туда попадают, и они как-то благотворно периодически влияют на некоторых людей. Если мы будем исходить из таких соображений, ни до чего доброго не дойдем.

Вы придите в храм Божий, посмотрите, сколько людей причащается, и взрослых, и детишек, и стар и млад. Священник причащает людей, больных различными болезнями, лежащих на смертном одре, а затем замывает Чашу и потребляет Святые Дары… Как можно вообще так говорить? Это Святые Тайны, и Господь Своей силой, милостью и милосердием покрывает все, ничего такого не случается. А если человеку будет нужно и полезно (вспомним предыдущий вопрос) заболеть чем-то, то можно заболеть, закрывшись у себя дома, в маске, намазавшись различными мазями. Или встать и сломать себе ногу. Ни от чего нельзя застраховаться, это все Промысл Божий. А Святые Тайны – это величайшая святыня: Честные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому здесь ничего подобного не может случиться никогда в жизни.

– Отец Даниил, благодарю Вас за эту беседу! Надеюсь, наших зрителей не смутило обилие интернет-сленга в нашем разговоре и кто-то нашел для себя пользу.

– Спасибо и Вам, Дмитрий!

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Записал Дмитрий Бродовиков

Канал СОЮЗ

 

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948