Поиск по сайту

[27.02.2017] Коротко о церковном богослужении

Церковной службой называется соединение по особому плану, в один состав молитв, разделов Священного писания, песнопений и священнодействий для выяснения какой-нибудь определённой духовной идеи или мысли. Найти руководящую мысль или идею каждой службы и установить связь с нею всех составных частей – есть одна из задач изучения православных церковных богослужений. Каждый день является днём недели, и в то же время днём года, поэтому на каждый день приходится три рода воспоминаний:

1) воспоминания «дневные» или часовые, соединённые с известным часом дня;

2) воспоминания «недельные» или седмичные, соединённые с отдельными днями недели;

3) воспоминания «годовые» или числовые, соединённые с определёнными числами года.

Благодаря такому троякому роду священных воспоминаний, приходящихся на каждый день, все церковные богослужения делятся на три круга: СУТОЧНЫЙ, НЕДЕЛЬНЫЙ, и ГОДОВОЙ. Основным же «кругом» является суточный, повседневный, а два других – дополнительными.

СУТОЧНЫМ КРУГОМ БОГОСЛУЖЕНИЙ называются те богослужения, которые совершаются Святой Православной Церковью на протяжении суток. Названия повседневных служб указывает на то, в какой именно час дня надлежит совершать каждую из них.

Например:

ВЕЧЕРНЯ указывает на вечерний час.

ПОВЕЧЕРИЕ – на час, следующий за «вечерею» (то есть за вечернею трапезою).

ПОЛУНОЩНИЦА – на полночь.

УТРЕНЯ – на утренний час.

ОБЕДНЯ – на обеденный, то есть полуденный.

ПЕРВЫЙ ЧАС – по-нашему значит 7-й час утра.

ТРЕТИЙ ЧАС – наш 9-й час утра.

ШЕСТОЙ ЧАС – наш 12-й час.

ДЕВЯТЫЙ ЧАС – наш третий час после полудня.

Традиция несоответствия в счёте (разница около 6 часов) объясняется тем, что счёт принят восточный, а на Востоке заход и восход солнца, по сравнению с нашими странами, разнится на 6 часов. Значит, 1-й час Востока соответствует нашему 7-му часу. И так далее.

ВЕЧЕРНЯ. Совершается в конце дня, вечером, потому предстоит первою среди повседневных служб. По представлению церкви день начинается с вечера, так как первому дню мира и началу существования человека предшествовала тьма, вечер и сумерки. Этой службой мы благодарим Бога за проходящий день.

ПОВЕЧЕРИЕ. Эта служба состоит из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов, и чтобы Он дал нам, на сон грядущим, покой тела и души и сохранил нас от козней дьявола во время сна. Сон так же напоминает о смерти. Поэтому в православном богослужении на повечерии напоминается молящимся о пробуждении от вечного сна, то есть о Воскресении.

ПОЛУНОЩНИЦА. Эта служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. «Полунощный» час памятен ещё и потому, что «к полунощному часу» в притче о десяти девах Господь приурочил Своё Второе пришествие. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда.

УТРЕНЯ. Эта служба совершается утром, перед восходом солнца. Утренний час, приносящий с собою свет, бодрость и жизнь, всегда возбуждает благодарственное чувство к Богу, дающему жизнь. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день. В православном богослужении за Утреней прославляется пришествие в Мир Спасителя, принесшего с Собой новую жизнь.

ПЕРВЫЙ ЧАС, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день. На первом часу вспоминается суд над Иисусом Христом у первосвященников, состоявшийся около этого времени.

ТРЕТИЙ ЧАС соответствует нашему девятому часу утра. На нём вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, совершившееся приблизительно в это время.

ШЕСТОЙ ЧАС соответствует нашему двенадцатому часу дня. На нём вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа, случившееся с 12-го по 2-й час дня.

ДЕВЯТЫЙ ЧАС соответствует нашему третьему часу после полудня. На нём вспоминается крестная смерть Господа нашего Иисуса Христа, произошедшая около 3-х часов после полудня.

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ или Обедня есть самое главное богослужение. На нём вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается Таинство Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери. Литургия служится всегда утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, они были соединены в три богослужения: ВЕЧЕРНЕЕ, УТРЕННЕЕ и ДНЕВНОЕ.

Каждая из вышеуказанных ежедневных служб должна была бы отправляться отдельно, как это и делается во многих православных монастырях, но из-за условий мирской жизни в настоящее время совершение всех богослужений, за редким исключением, переносится на вечерние и утренние часы. Каждая из суточных служб имеет свой порядок соединения с седмичными и годичными службами, в зависимости от вспоминаемых, событий. Следуя обычаю Ветхозаветной церкви, церковь Новозаветная начинает круг суточных церковных служб с вечера.

Чтение дома дневных часов (днём), а также повечерия (перед сном) и полунощницы (по восстании ото сна) было обычной практикой в Византии и на Руси. В наши дни такая практика встречается редко – в повседневной жизни благочестивых христиан место повечерия и полунощницы заняли молитвенные правила: на сон грядущим и утреннее. Однако по своему происхождению эти правила являются не чем иным, как сокращёнными повечерием и полунощницей с дополнительными молитвами.

ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ. В настоящее время в Православной церкви богослужебный Устав знает два вида повечерия – великое и малое. Великое повечерие совершается в наши дни только во время Великого поста, а также в составе Всенощного бдения праздников Рождества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы.

МАЛОЕ ПОВЕЧЕРИЕ. Его Устав предписывает совершать ежедневно, кроме дней пения Великого повечерия и Светлой седмицы. Он представляет собой сокращение Великого. По сути – это третья часть Великого повечерия, к которой прибавлены 50-й псалом (в начале) и Символ веры (после вседневного славословия). В современной русской церкви, ввиду повсеместной практики непосредственного служения утрени сразу после вечерни, малое повечерие вышло из богослужебного обихода как в приходах, так и в большинстве монастырей.

ПОЛУНОЩНИЦА – одно из ежедневных богослужений. В первые века христианства совершалась ночью, так как в ночное время было тогда наиболее безопасным для богослужений. Позже она была включена в состав утрени. Она не совершается, если служится Всенощное бдение, а также в некоторых других случаях по Уставу.

В современной приходской жизни церкви суточный круг ещё более уплотнился и сократился. Накануне воскресных дней и праздников совершается:

Вечерняя служба - ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ, в которой совмещаются: Вечерня, Утреня и Первый час.

Утренняя служба – БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. А перед ней совершаются: 3-й час, 6-й час.

НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Святая Церковь постепенно придала молитвенное воспоминание не только каждому часу дня, но и каждому дню недели. Так, с самого начала существования Церкви Христовой, «первый день недели» воскресенье, был посвящён воспоминанию о Воскресении Иисуса Христа, и сделался торжественным и радостным днём – праздником.

В понедельник (первый день после воскресения) прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека и ближайшее Божие окружение.

Во вторник прославляется святой Иоанн Креститель, как великий пророк и праведник.

В среду вспоминается предательство Господа иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются св. Апостолы и св. Николай Чудотворец.

В пятницу вспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).

В субботу отдаётся память Ветхозаветной субботе покоя и ожидания Спасителя. Прославляются Божия Матерь, которая ублажается ежедневно, и праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведники и все святые, достигшие упокоения в Господе. Так же поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

По мере распространения Христовой веры увеличивалось число Святых: мучеников, угодников. Величие их подвигов давало неисчерпаемый источник благочестивым христианским песнотворцам и художникам для составления в память их различных молитв и гимнов, а также художественных изображений – икон.

Св. Церковь включила эти появляющиеся духовные произведения в состав церковного богослужения, приурочив их чтение и пение ко дням памяти обозначаемых в них святых. Обширен и разнообразен круг этих молитв и песнопений. Он развёртывается на целый год, и на каждый день приходится не один, а несколько прославляемых святых.

Из всех праздников в году самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения – ПАСХА. Это есть праздников праздник и торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 4-го апреля и не позже 8-го мая, в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

В году присутствует 12 Великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери. Эти праздники называют – двунадесятыми.

Есть праздники в честь великих святых и в честь бесплотных Сил Небесных – Ангелов.

Все праздники в году по своему содержанию делятся на: Господские, Богородичные и праздники святых.

По времени празднования праздники делятся на: неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца и на подвижные, которые хотя и бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии со временем празднования Пасхи.

По торжественности церковной службы праздники делятся на: великие, средние и малые. Великие праздники всегда имеют в своём составе Всенощное бдение. Средние праздники – не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября старого стиля, а весь годовой круг богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Благодаря знанию о трояком роде священных воспоминаний, приходящихся на каждый день, молящийся может объяснить себе и следующее наблюдение:

1. Если в течение нескольких недель, не менее двух, посещать каждую церковную службу и внимательно следить за содержанием молитв, то можно подметить, что некоторые, например «Отче наш» или молитва ко Пресвятой Богородице и ектинии – читаются за каждой службой. Другие же молитвы, и их большинство, слышатся только за одной службой, а за другой их не произносят.

Следовательно, одни молитвы употребляются непременно за каждой службой и не изменяются, а другие изменяются и чередуются между собой.

Изменение и чередование церковных молитв происходит в таком порядке: некоторые молитвы, исполненные за одной службой, не исполняются за другой. Например: молитва «Господи воззвах…» исполняется только на Вечерне. Молитвы «Единородный сыне…» или «Видехом свет истинный…» поются только на Литургии. Затем этих молитв не повторяют до следующего дня, где мы слышим их за той же службой, за которой слышали вчера. Следовательно, эти молитвы, хотя и повторяются каждый день, но всегда приурочены к определённой службе.

2. Есть молитвы, которые повторяются каждую неделю в определённый день. Например: «Воскресение Христово видевше…» мы слышим только под воскресение на Всенощной. Молитву «Небесных воинств Архистратизи…» - только по понедельникам. Следовательно: «очередь» этих молитв наступает через недельный срок.

3. Наконец, есть ещё третий ряд молитв, которые исполняются только в известные числа года. Например: «Рождество Твоё, Христе Боже наш…» слышится 7-го января, а «Рождество Твоё, Богородице Дево…» - 21-го сентября.

Если сравнить троякого рода изменения и чередования между собой церковных молитв, то окажется: каждый день повторяются молитвы, относящиеся к священным воспоминаниям ежедневным и «часовым». Через неделю – к «седмичным». Через год – «годовым».

Так как все наши молитвы чередуются между собой и повторяются (кружатся), одни – с быстротою дня. Другие – седмицы. Третьи – года. Поэтому таким молитвам присвоено в церковных книгах наименование богослужения «круга повседневного», «круга седмичного», «круга годового». Каждый день в церкви слышатся молитвы всех трёх «кругов», а не одного какого-нибудь. Однако основным «кругом» является «круг повседневный», а два других – дополнительными.

СОСТАВ ЦЕРКОВНЫХ СЛУЖБ

Чередующиеся и меняющиеся между собой молитвословия кругов повседневного, седмичного и годового носят название «изменяющихся» молитвословий. Встречающиеся молитвословия ЗА КАЖДОЙ службой называются «неизменяющимися». Каждая церковная служба состоит из соединения изменяющихся и неизменяющихся молитв.

НЕИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ МОЛИТВЫ, которые читаются и поются за каждой службой:

1 – начинательные молитвы, которыми начинаются все службы и которые, поэтому, в богослужебной практике называются «Обычным началом».

2 – Ектении.

3 – Возгласы.

4 – Отпусты.

ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ МОЛИТВЫ. Как уже говорилось, в Церкви читаются и поются избранные места из Священного Писания и молитвы, написанные благочестивыми христианскими писателями. И те и другие вводятся в состав церковных служб, чтобы изобразить и прославить священное событие трёх кругов богослужения: дневного, недельного и годового. Чтения и пения из священных книг носят название по той книге, из которой они заимствованы.

Например: псалмы из книги Псалтирь. Пророчества – из книг пророков. Евангелие – из Евангелия. Изменяющиеся молитвы находятся в церковно-богослужебных книгах и носят различные названия.

Главнейшие из них следующие:

1) Тропарь – песнь, кратко изображающая жизнь Святого или историю праздника.

2) Кондак («контос» - краткий. греч.) – краткая песнь, изображающая какую-нибудь отдельную черту празднуемого события или Святого.

3) Величание – песнь, содержащая прославление Святого или праздника. Величание поётся во время Всенощного бдения перед праздничною иконой, сперва священнослужителями среди храма, а потом неоднократно повторяется певчими.

4) Стихира (многостишие. греч.) – песнопение, состоящие из многих стихов, написанных одним размером стихосложения, имеющих большей частью перед собой стихи Священного Писания.

5) Догматик – особая стихира, в которой содержится учение (догмат) о воплощении Иисуса Христа от Божией Матери.

6) Акафист – «Неседален». Молебное, особенно хвалебное пение в честь Господа, Божией Матери или Святого.

7) Антифоны – попеременное пение, противогласие. Молитвы, которые положено петь попеременно на двух клиросах.

8) Прокимен – «наперед лежащих». Стих, который предшествует чтению Апостола, Евангелия и паремий.

9) Причастен – стих, который поётся во время причащения священнослужителей.

10) Канон – это ряд священных песнопений в честь Святого или праздника, которые читаются или поются на Всенощном бдении в то время, когда молящиеся целуют (прикладываются) Св. Евангелие или икону праздника.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ

Необходимые для богослужения книги разделяются на:

1 – Священно-богослужебные: Производится чтение из Св. Писания – Евангелие, Апостол, книги Пророков, Псалтирь.

2 – Церковно-богослужебные: В них находятся изменяющиеся молитвословия дневного, седмичного и годового кругов. Из них:

А) – «Часослов». В ней находятся молитвословия дневного круга. Порядок и текст – полунощницы, утрени, вечерни и др.

Б) 1 - «Октоих» или Осьмогласник. В нём находятся молитвословия седмичного круга содержания. Он разделён на 8 частей, соответственно восьми церковным напевам, и употребляется во все сроки, кроме Великого поста, заканчивая праздником Троицы. Молитвы и песнопения располагаются по дням.

Б) 2 – «Триодь». Бывает двух видов: «Постная» и «Цветная». Употребляется в течение Великого поста и до праздника Троицы включительно.

В) – «Минеи» или Месячник. В нём содержатся молитвословия годичного круга. Они разделены на 12 частей по числу месяцев. Все находящиеся в Минее молитвы и песнопения в честь Святых располагаются по числам.

Составитель статьи: Крючков А. Е., звонарь храма Николая Чудотворца на Болвановке в Москве,
музыкант, артист Большого театра России

Методический материал для учебных целей.
Источник: ЛИТЕКС, Московский колокололитейный завод

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948