Поиск по сайту

[27.06.2018] Почему в храме нельзя ставить свечи, купленные на ярмарке?

ВОПРОС: Здравствуйте, батюшка. С недавнего времени в нашем городском храме при входе появилась надпись "Свечи, купленные вне храма, богоугодной жертвой не являются". Почему-то меня коробит от этой надписи, хочется развернуться и уйти, разве совместимо такое выпячивание материального в Божьем доме, ведь люди идут и с горем, и с благодарностью, именно к Богу, а им тут - нате, пожалуйста, без денег Бог не принимает... Понятно, что храму тоже на что-то нужно существовать, но ведь все-таки храм для людей, а не люди для храма?

Сегодня как раз у меня случилась такая ситуация, пришла в новую строящуюся церковь, при входе купила свечи, а она, как оказалось, закрыта по техническим причинам, но очень хотелось поблагодарить Господа за удачную операцию, и пришлось ехать как раз в тот храм, где "со своим нельзя". Что хотела, я, конечно, сделала, но осадок какой-то негативный остался. Очень хотелось бы узнать Ваше мнение, заранее спасибо. Яна.

Восковые свечи в церковной лавке храма

ОТВЕТ: Здравствуйте, Яна. Свеча сама по себе ничего не значит. Обычай зажигать свечи - древний. Тогда электричества не было, храм освещали свечи и лампады. Прихожане все необходимое приносили в храм. Отсюда, кстати, название «проскомидия» - приношение. Все, необходимое для богослужения, приносилось прихожанами. Это была посильная жертва, богоустановленная десятина. Сейчас храм освещается электричеством, а свечи и лампады зажигаются символически.

Жертвой на содержание прихода является не приношение свечей, масла, кагора и хлеба, а покупка всего этого в церковной лавке. Уверяю Вас, что если бросить рубль в свечной ящик, а свечу не взять и не зажечь, то польза будет больше, чем от такого же действия, но с зажиганием свечи.

Формально призыв зажигать только те свечи, которые куплены в этом храме, логичен. И даже то, что это вызывает смущение, тоже хорошо. Ведь есть над чем подумать: "Оказывается, меня легко уязвить такой мелочью. А что будет, если я столкнусь с человеком, который явно грешит, я его возненавижу?" Господи, помилуй.

Институт десятины в России разрушен полностью, и вовсе не в советское время, а гораздо раньше, когда храмам и монастырям стали жертвовать и передавать в собственность земли, угодья, холопов и прочее. В Синодальный период все это отняли, но учредили штаты, согласно которым монастыри, которые не были разорены, получали содержание из казны. Священнослужители получали жалование, также из казны.

Теперь, когда Церковь отделена от государства, она сама себя содержит, и взыскивает десятину, как может. Если Вы покупаете свечи, книги, лампадное масло, подаете записки, бросаете деньги в кружки, участвуете в уборках перед праздниками, то Вы уже вносите десятину.

Находятся люди состоятельные, которые могут позволить себе большее, они строят храмы, восстанавливают монастыри, открывают школы и больницы, это тоже десятина. Не надо буквально понимать десятину как 10% от натурального дохода. Каждый может по силе потрудиться.

Отвечал Иерей Александр Белослюдов, штатный клирик Феодоровского собора, исполняющий обязанности управляющего приходом церкви Святого Страстотерпца царя Николая в городе Никольское Тосненского района.

Ответ с сайта http://www.zakonbozhiy.ru

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948