Поиск по сайту

[23.10.2018] Игумения Домника (Коробейникова): О порче. Существует ли порча?

В Ново-Тихвинском женском монастыре Екатеринбурга выпустили листовку, которую можно назвать практическим руководством в борьбе против колдовства, "порчи" и других подобных явлений. Она объясняет значение колдовства и рассказывает о святых, которым можно молиться об избавлении от бесовских воздействий.

«Часто люди с преувеличенным страхом относятся к колдовству, к "порче", - рассказывает настоятельница монастыря игумения Домника (Коробейникова), - нередко мы сталкиваемся с разными заблуждениями. Поэтому, чтобы помочь людям, мы решили выпустить листовки с кратким житием святых Киприана и Иустинии и рассказом о том, как избежать воздействия темных сил».

О порче. Существует ли порча?

Вопрос этот не так прост, как может показаться на первый взгляд. Телесные болезни или тяжелые душевные состояния, которые мы называем "порчей", как правило, являются следствием наших собственных грехов и внецерковного образа жизни. Вместо того чтобы подумать о своих страстях и греховных привычках, мы обвиняем в своих бедах какого-либо человека или группу лиц. А вместо того чтобы изменить свою греховную жизнь, защищаемся от «порчи» языческими средствами: колдовскими манипуляциями, походами к экстрасенсам, в лучшем случае – зайдем поставить свечку в церкви (причем тоже скорее ритуально, чем осознанно, с верой). Господь призывает нас к покаянию, то есть к изменению жизни по Его заповедям, и к участию в установленных Им Таинствах Исповеди и Причастия.

Конечно, совсем отрицать существование чародейства нельзя: о нем говорится в Священном Писании и в житиях святых. Апостол Павел, перечисляя в Послании к Галатам греховные дела, называет среди них и волшебство. В книге Исход рассказывается о том, как египетские волхвы своими чарованиями обратили жезлы в змей. В книге Деяний святых апостолов мы читаем о Симоне-волхве и женщине, одержимой злым духом прорицания. В житиях святителя Василия Великого, святых Киприана и Иустины и в некоторых других упоминается о действиях колдунов и их жертвах.

Поскольку сейчас появилось множество экстрасенсов и разных видов магии, то не исключено, что какой-нибудь человек окажется объектом колдовского воздействия, как говорят в народе – «порчи». И здесь нам могут особенно помочь молитвы тех святых, которые сами на себе испытали действие чар, и которые разрушили их силою Христовою. Часто Господь дает святому именно тот дар, которым он прославился во время земной жизни. Так и мученице Иустине, победившей колдовские чары молитвой, и священномученику Киприану, низложившему сатану силой креста, дана благодать разрушать магические воздействия. Если у вас есть подозрение о том, что к вам применили подобное действие, лучше всего обратиться с молитвой именно к этим святым.

Однако мнение о распространенности «порчи» очень преувеличено, на самом деле чаще всего различные экстрасенсы просто пугают ею обращающихся к ним людей. К тому же надо твердо усвоить, что произвольно насылать на людей «порчу» не может никто: ни колдуны, ни сам дьявол, - потому что участь каждого человека и любой твари Божией зависит только от Самого Бога, и никто не в силах повредить нам без попущения (дозволения) Божия.

Что такое волшебство, колдовство, деятельность экстрасенсов и производимое ими действие, в том числе «порча»? Маги, колдуны, экстрасенсы воздействуют на мир с помощью бесов. В широком смысле любой грешник, то есть всякий из нас, уже имеет связь со злыми духами посредством греха. Если же человек прибегает к некоторым суеверным обрядам, гаданиям, оставшимся от язычества, то призывает злого духа и сам оказывается в роли колдуна, а, значит, совершает тяжкий грех, многократно осужденный в Священном Писании.

Колдуны часто прикрываются христианскими словами и используют святую воду, огарки церковных свечей и т.д. Все это лишь видимость: колдуны получают свою силу не от Бога и только на короткое время помогают в болезнях и бедах (или, наоборот, вызывают напасти и омрачение духа, так называемую «порчу»).

В житии священномученика Киприана открываются страшные тайны общения человека с сатаной. До своего обращения Киприан, живший в III веке в Антиохии, был волхвом и философом. Семи лет его отдали чародеям для обучения волхованию. Юноша рос в полном неведении Евангельской истины. Полученные демонические знания дали ему огромную власть (именно в поисках такой власти гордые люди и обращаются к демонам). Но человеколюбие Божие извлекло поврежденную душу Киприана из погибели, он познал силу Креста Христова и отошел от магии. «Ныне я узнал твою немощь, – сказал он сатане, – ибо ты боишься даже тени Креста и трепещешь имени Христова». Киприан отдал на сожжение все свои чародейские книги и принял Святое Крещение. Жизнь свою он закончил мученичеством за Христа.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) ещё два столетия назад писал: «В наше время многие позволяют себе входить в общение с духами посредством магнетизма, <который> всегда причиняет крайнее душевное и даже умственное расстройство. <…> При нем нет явного отречения от Бога, но несомненно имеется отречение прикрытое, так как в настоящее время вообще диавол очень прикрывает свои сети, более заботясь об уничтожении существенного, нежели наружного».

Причины, по которым мы боимся «порчи» и можем оказаться под ее воздействием

О первой причине, по которой можно стать жертвой демонов, мы уже упоминали – это незнание своих грехов и тайных страстей, отсутствие покаяния, то есть сердечной печали о сотворенном зле, и желания исправиться. В этом случае за «порчу» мы принимаем закономерные последствия наших греховных поступков: болезни и напасти. Кроме того, пребывание вне молитвы, вне Таинств Церковных, в неведении Евангельских заповедей лишает человека благодати, то есть помощи Божией. Человек греховный весь находится во власти дьявола без всякого целенаправленного колдовства. Такое состояние часто приводит к мысли о чьем-то злом вмешательстве, порождает множество ложных страхов, мнительность, подозрительность к людям, осуждение и клевету. Эти грубые нарушения закона Божия еще усугубляют греховное, тягостное физическое и душевное состояние человека.

Второй причиной «порчи» является наше неверие, из-за которого сила демонов представляется нам бóльшей, чем сила Божия. Ослепленным грехом людям кажется, что Господь где-то далеко, и поэтому человек беззащитен перед воздействием темных сил, которые творят, что им угодно. Мы забываем, что демоны лишь сотворенные и падшие существа, забываем о любви и милосердии Божием, о Его Крестной смерти за нас, о Промысле Его, о даровании Ангелов-Хранителей и о том, что даже волос с головы нашей «не пропадет без воли Божией» (см. Лк. 21, 18). Нельзя думать, что падшие духи вредят людям в той степени, в какой хотели бы, а экстрасенсы и колдуны всесильны. Их «сила» призрачна. Они могут сделать не больше, чем им попущено для нашего вразумления Промыслом Божиим. Премудрость Творца обращает даже коварство демонов в средство для спасения людей, побуждая нас к покаянию.

Третьей причиной так называемой порчи может стать наше уныние и отчаяние, то есть отсутствие надежды на Бога и Его милосердие из-за множества совершенных нами грехов. Тот, кто дает унынию совершенно овладеть своей душой, пусть знает, что создает самую благоприятную почву для воздействия на него со стороны злых духов. Никогда нельзя терять надежду на Бога, Который «пришел в мир спасти грешников» (1 Тим.1, 15). Нужно молиться Ему, прося прощения и помощи, ибо сказано, что Бог «защититель есть всех уповающих на Него» (Пс. 17, 31). Господь помилует нас, как миловал кающихся блудниц, мытарей, разбойников и прочих грешников.

Что нужно делать, чтобы не подвергнуться действию «порчи»?

Наверное, каждый уже способен сам ответить на этот вопрос. Нужно стремиться к живой и действенной вере: постоянно носить нательный крестик, чаще осенять себя и жилище крестным знамением, читать Евангелие и книги святых отцов, прекратить поиски врагов среди людей, вспомнить, что нет для нас худшего врага, чем мы сами, если грешим. А затем необходимо, покаявшись на исповеди, изменить свою жизнь, приведя ее в соответствие с учением Спасителя, прибегнуть к молитве, начать жить согласно с Церковью, участвуя в ее Таинствах.

Последнее очень важно. В житии преподобного Макария Египетского рассказывается, как один египтянин, прельстившись замужней женщиной, отправился к чародею, чтобы тот с помощью чар заставил ее проявить расположение к нему. Но чародей был не в состоянии склонить христианку к греху; тогда он устроил так, что все смотревшие на эту женщину видели ее в необычном облике: им мерещилось, что это лошадь. Муж верной супруги обратился за помощью к Макарию Египетскому, который с молитвой окропил женщину святой водой. И все увидели ее как дóлжно. Прп. Макарий сказал, что женщина подверглась бедствию, потому что пять недель не причащалась Святых Христовых Таин. Вот насколько важно для человека участие в Таинствах. Об укреплении веры, об избавлении от греха также можно молиться святым Киприану и Иустине.

Святой Антоний Великий говорит о внутренней духовной борьбе с бесами, действующими в нас через греховные пожелания: «Должно страшиться одного Бога: демонов должно презирать и нисколько не бояться. <…> Великое оружие против них – чистая жизнь и вера в Бога». Сам Господь вложил нам в руки оружие против бесовских козней, сказав: «Сей род <бесовский> изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Необходимо от всего сердца взыскать Единственного Защитника и Всемогущего Спасителя наших душ – Господа Иисуса Христа, звать Его с постоянством и терпеливо, ибо без Него невозможна победа над злом.

Итак, жизнь в вере и в страхе Божием, то есть по заповедям Его, под кровом Церкви с ее Таинствами, освобождает всякого человека от малейшей возможности «порчи».

http://www.sestry.ru

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948