Последний российский император Николай II был известен своей любовью к чтению. Царские библиотеки по Высочайшему распоряжению пополнялись по принципу «обязательного экземпляра» и к 1914 году насчитывали около 70 тысяч томов. В свою очередь, из новых пополнений каждый месяц заведующим Собственною Его Императорского Величества библиотекою Щегловым отбирались книги лично для императора.
— Читал целый день всласть для себя, — писал Николай II в своем дневнике в один из августовских дней 1904 года. К сожалению, такие минуты выпадали все реже и реже. Но традиционным и любимым занятием оставалось чтение вслух в кругу своей семьи и близких.
Фрейлина и подруга Императрицы А.А. Вырубова позже напишет:
— Одно из самых светлых воспоминаний — это уютные вечера, когда Государь бывал менее занят и приходил читать вслух Толстого, Тургенева, Чехова и т. д. Любимым его автором был Гоголь. Государь читал необычайно хорошо, внятно, не торопясь, и это очень любил.
Последние годы его забавляли рассказы Аверченко и Теффи, отвлекая на несколько минут его воображение от злободневных забот.
Помимо беллетристики, Николай II любил читать историческую литературу: мемуары, исторические журналы. Примечательно, что императора увлекал и новый в то время жанр детектива. Названия сочинений Артура Конан-Дойля и других классиков остросюжетной литературы конца XIX-начала XX веков часто встречаются на страницах дневника Николая II.
О традиции чтения вслух в семье Николая II писал и генерал А.А. Мосолов, бывший начальником канцелярии Министерства Императорского двора:
— Особенно соблюдались часы вечернего чтения. Трудно себе представить что-либо, что могло бы заставить государыню согласиться отказаться хотя бы на один вечер от этих чтений с глазу на глаз у камина. Царь читал мастерски и на многих языках: по-русски, по-английски (на нем разговаривали и переписывались Их Величества), по-французски, по-датски, и даже по-немецки (последний язык был государю менее известен). … Чтение вдвоем было главным удовольствием царской четы, искавшей духовной близости и семейного уюта.
Царская семья, отличавшаяся своей благотворительной деятельностью, не забывала и о народном просвещение. В Императорскую Публичную библиотеку в Санкт-Петербурге (ныне Российскую Национальную библиотеку) регулярно передавались дублеты книжных изданий. В 1893 году в общественную библиотеку города Читы было отправлено 2054 тома, а в библиотеку Императорского Томского университета — 42 гравюры и 39 книг. Среди учреждений, которые получали подарки из императорских библиотек, были учреждения по Ведомству изобразительных искусств (от Императорской Академии художеств до Одесской и Казанской рисовальных школ), научно-технические заведения и общества, музеи и так далее.
Книга считалась лучшим подарком в Царской семье.
Особенно ценилась духовная литература. Знаменателен тот факт, что именно старопечатное Евангелие, которое было пожертвовано в 1627 году инокиней Марфой (мать первого русского царя из рода Романовых — Михаила Федоровича) в Кашинский Благовещенский монастырь, а затем утеряно во время правления Екатерины II, стало пасхальным подарком Александры Федоровны для своего супруга в 1916 году. После отречения Николая II от престола 2 марта 1917 года, Царскую семью ожидало заточение в Царском Селе, потом — в Тобольске и Екатеринбурге. Старинное Евангелие осталось в Царском Селе. Но в последнем своем пристанище Царская семья находила силы и утешение в выпавших им испытаниях именно в духовном чтении. Сборник документов, относящихся к убийству Императора Николая II и его семьи, содержит список вещей Царской семьи, которые остались в ипатьевском доме, среди них — книги. Большинство из них — религиозные. На одной из них — «Благодеяния Богоматери» — рукою Государыни была сделана надпись: «For my Darling Tatiana fr. her loving old Mama. Тобольск. Янв. 12. 1918».
Из дневника Александры Федоровны от 15 июля 1918 года:
— Утром Татьяна мне читала духовные книги.
В этот день к ним привели местного священника, чтобы совершить Литургию. Вся семья и домочадцы исповедались и причастились. Когда читали заупокойные молитвы, вся семья неожиданно встала на колени, а одна из великих княжон зарыдала.
Последняя запись в дневнике 16 июля:
— Татьяна читала духовную литературу. Все ушли. Татьяна осталась со мной и читала: Святого Пророка Амоса и Пророка Авдия.
Ночью 17 июля их не стало.
В Ялтинской Центральной городской библиотеке имени Чехова бережно хранятся дореволюционные издания, названия многих из них мы можем найти в перечне тех книг, которые имелись в императорских библиотеках: «Великая реформа» в 6-ти томах, многотомное издание «Живописной России», Записки Императорского Русского Археологического Общества, «Галерея русских писателей», «История русской словесности» П. Н. Полевого, сочинения Пушкина, Гоголя, Чехова, «Жизнь животных» Брэма, «Техническая энциклопедия», «Большая Энциклопедия» под редакцией Южакова и многие другие. Особенно ценны книги с экслибрисами из императорского имения «Ливадия».
Ирина Ганжа, ведущий библиотекарь Отдела редкой книги ЯЦГБ имени Чехова
Источник