Преподобный Иустин Сербский говорил, что «христиане – это паломники Вечности. Они непрестанно ищут Божественное золото в земном болоте».
Каждый человек приходит в Церковь со своей судьбой, со своими переживаниями, со своей болью, со своим биением сердца. В Церкви вместе старцы с ю́нотами (Пс. 148:12), вкупе богат и убог (Пс. 48:3). И глубина духовной жизни не зависит от глубины кошелька или высоты общественного положения. Сердца верующих должны биться в одном такте – такте любви и взаимопонимания. И объединяться вокруг одной Чаши – Евхаристической Чаши Тела и Крови Христовых!
Однажды каждого из нас Господь привел в этот мир, в поток бытия. Для чего? Если всё в мире видимом создано для человека, то сам человек создан для Бога! «Ты сотворил нас для Себя, – восклицает блаженный Августин, – и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что «если человек здесь на земле не соединится с Богом, то в Вечности он с Ним не соединится никогда». Созданный по образу Божию, человек в этой жизни призван стяжать подобие, достичь обожения, стать богом по благодати. Будьте святы, потому что Я свят (Лев. 11:44; 19:2), – говорит Господь. Это необыкновенная высота, труднейшая задача, но именно к ней призывается человек.
Но очень важно, чтобы в погоне за Фаворским Светом, мы не сбили с ног ближнего, который рядом. Чтобы перед тем как обожиться, мы хотя бы очеловечились.
Ведь не секрет же, что даже много лет находясь в церковной ограде, мы страдаем гордостью, надменностью, неискренностью, эгоизмом, невоспитанностью, а порой и хамством. Это наши болезни. Недавно одна женщина на вопрос, какое у нее правило, как она молится, ответила: «Батюшка! У меня было много правил и молитв, а сейчас я молюсь одной молитвой: «“Господи! Научи меня любить людей!” Я только учусь быть человеком!»
Святые отцы часто сравнивают человеческую душу с кораблем, плавающим в открытом океане и имеющим две большие опасности. Корабль может потерпеть крушение и потонуть либо от внешней причины: рифы, скалы, сильные волны, или же он идет ко дну вследствие повреждения трюма, – перегруз, крысы, внутренние неполадки. Так и мы гибнем или потопляемые извне, то есть осуществленными на деле грехами, или изнутри – лукавыми греховными помыслами. Но если от внешних штормовых волн, рифов можно все-таки вовремя спастись, заметив их и предприняв какие-то экстренные меры, то «“трюмные нечистоты”, – как говорит блаженная Синклитикия, – опасны и тогда, когда море спокойно, и мореходы спят. Они незаметно подступают, наполняя корабль, и несут с собой смерть». От внешних греховных причин можно оградиться, но какая же труднейшая и напряженная предстоит каждому из нас работа по очищению трюмных нечистот нашего сердца! Там целые залежи. Целые стада крыс – многоразличных греховных помыслов. Перегруз бесполезной информацией. Вот этой работой мы и будем заниматься в Пост. Пост – это время борьбы со злом в своей душе.
Не только изменение ассортимента стола должно произойти в эти благодатные дни: с говядины – на грибки и с ряженки – на простой квас. Покаяние – по-гречески «метанойя», а по-славянски «умоперемена» – это перемена ума с лукавого на простой, с грешного на святой, с земного на Божественный! Изменить ум в миллион раз сложнее, чем изменить меню.
Поэтому время Поста должно нам открыться как уникальное время по очищению своего сердца, как филигранная работа над своей душой. Преподобный Иустин Сербский говорит, что «не только тело, но и душа должна постоянно быть на коленях». А преподобный Ефрем Сирин замечает, что «если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий!»
Главный дефицит человеческой цивилизации – это дефицит веры, любви, смирения, доброжелательности. Дефицит молитвы. «Сколь неизмерима наша беда, – восклицает авва Эмилиан Афонский, – если мы не умеем молиться! Неизмерима! Это наибольшее из всех зол для нас. Если предположить, что взорвутся звезды и миры между ними, и всё, вверху и внизу, превратится в обломки, то эта катастрофа будет меньшей по сравнению с той, которой подвергаемся мы, когда не умеем молиться!» Огненные слова, и страшные одновременно! Но так оно и есть.
Один знаменитый музыкант сказал как-то: «Если я не играю один день, то я это уже чувствую. Если я не играю два дня, то это уже чувствуют все». То же самое происходит и с нами, когда мы оставляем молитву, трезвение, покаяние. Сначала это сказывается на нас самих, а потом – на наших близких и на окружающих нас людях. Потому что вместо благодатной наполненности памятью Божией, сердце станет вмещать в себя хаос, раздражительность, суету, страсти. И это отразится на тех людях, которые находятся рядом с нами. Поэтому, давайте наполним молитвой эти удивительные дни Великопостной весны. Церковной, домашней, непрестанной молитвой везде: в келии, на послушании, в транспорте и на работе, дома и в гостях, во всех жизненных ситуациях и во всех обстоятельствах.
Пусть всё, буквально всё – наши неудачи и удачи, падения, скорби, трудности, радости, открытия, болезни и выздоровления – всё послужит, как говорят святые отцы, поводом для молитвы покаянной, славословящей, благодарящей Бога за всё.
Продолжение следует....
Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви