Поиск по сайту

[17.03.2019] Игумен Тихон (Борисов): Господь ждет от нас изменения сердца. Часть 1

Вот мы и вступили во временной период, духовное пространство, путешествие сердца, которое называется Великий пост!

Великий пост в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в Зверках, Польша. Фото: Ярослав Харкевич

Можно очень долго и пространно рассуждать на тему: что же такое Великий пост? И, наверное, каждый из нас ответит на этот вопрос по-своему. Большинство людей из внешнего мира, нецерковных, далеких от понимания вероучительных глубин, конечно же, скажут, что пост – это отказ от определенного вида пищи. Ну, там, от баранины, кефира, шашлыков, мороженого, сыра и т.д. И, наверное, будут в чем-то правы, потому что исследования ученых показывают, что еда для огромного количества людей является процессом, обладающим самой высокой внутренней мотивированностью из всех повседневных действий. То есть поесть любят все, и это очень важный момент и ритуал нашего биологического существования. Но каждый из нас знает, что если переесть, перепить, объестся, то не хочется ни молиться, ни каяться, ни добрых дел делать, а только валяться на диване, смотреть телевизор. «Упитанный желудок не рождает тонкого ума». Но для чего нам нужен этот тонкий ум, это духовное созерцание, настроенность души на нечто глубокое, таинственное и великое?

Пост – это великое покаянное плавание через океан жизни, через океан человеческой души к Божественной Вечной пристани. Эта пристань – Пасха Христова! В «сей нареченный и святый день» будет стремиться наша душа. «Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная» – вот конечная, глубочайшая, благословенная, добропобедная, истинная, вдохновенная цель нашего великопостного делания. Быстро пробегут дни поста, и мы будем «смерти праздновать умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало...». И помогать нам будут в нашем духовном плавании и Постная Триодь, и Великий покаянный канон прп. Андрея Критского, и молитва прп. Ефрема Сирина, и воскресные дни, посвященные великим святым нашей Церкви, и заупокойные субботы, и земные поклоны, и Страстная седмица, и, конечно же, отказ от скоромной пищи, воздержание от каких-то ненужных, внешних, пустых, разрушающих душу впечатлений.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что так как «нарушением поста пало начало нашего создания», то «с сего начал и Спаситель, когда явился миру на Иордане. Ибо по Крещении Дух извел Его в пустыню, и постился Он там сорок дней и сорок ночей. Посему-то до поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражения своего от нашего естества; но от сего оружия изнемог в самом начале. И Господь наш был вождем и первенцем сея победы, чтобы на главу естества нашего возложить первый победный венец».

Великий пост – это возможность найти путь. Путь к Богу, путь к ближнему, путь к самому себе. Потому что современный человек – бесконечный скиталец. Он скитается по пустыни жизни, меняя профессии и жилища, обстоятельства и друзей, взгляды и мировоззрения, совсем заблудившись, даже меняя пол. Он скитается по торжищам и стогнам, выбирая учения и пути, практики и традиции. Он скитается по духовной пустыни, выбирая себя... Преподобный Иустин Сербский вопрошал философски: «Не есть ли жизнь человека на земле – паломничество по безднам?» А Путь давно указан всему человечеству: «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь».

Святые Евангелисты писали не просто биографические воспоминания, мемуары или учебники морали. В конце своего Евангелия апостол и евангелист Иоанн Богослов совершенно ясно подчеркивает, для чего, с какой целью он писал эти божественные строки: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя имели жизнь во имя Его». (Ин. 20,31) «Ибо нет, – говорится в Деяниях апостолов, – другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12).

Но человек часто ищет как бы «другое имя», какой-то культурный код, национальную идею, новое мировоззрение. Человек хочет обойтись без веры, без Христа, без Вечности. Но ждет его как призрак хроническая неудовлетворенность, вечное ожидание чего-то лучшего, неизведанного, сладкого. Поэтому он как ныряльщик бросается в наслаждения, наркотики, в «гиперреальность», где карта становится важнее самого ландшафта, и где обёртка – интереснее содержимого. Иван Сергеевич Аксаков еще в XIX веке говорил, что «совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином».

Святая Церковь заботится, полагает все силы, чтобы человек не был звероуловлен от мысленного волка. Чтобы в каждом из нас происходила эта «метанойя» – покаяние, изменение ума, по-славянски «умопремена». Чтобы вера была не каким-то узким сегментом нашей жизни, а всей полнотой жизни, самой жизнью! Чтобы мы были «Христовым благоуханием Богу», а не затхлым болотом, где копошатся как черви наши амбиции, страхи, гордостные потуги, страсти, комплексы и грехи. И эта духовная борьба по очищению образа Божия в себе – на многие годы, на всю жизнь.

Продолжение следует...

Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948