Почему мы готовим вербочки? Потому что Господа встречали именно ветвями. И с тех пор на этот праздник народ также встречает своего Царя-Спасителя красивыми ветками и также поет: «Осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне».
В теплых краях люди готовят к этому празднику именно пальмовые ветки. Во многих странах этот день и называется «Пальмовое воскресенье» – Palm Sunday, например. А у нас пальмы растут в ограниченных количествах. И веточки наших деревьев весной – весьма неказистые и голые. Зато как раз сейчас распускаются вербочки красивыми пушистыми «зайчиками». Вот эти доступные нам красивые ветки мы и приносим в храм для встречи нашего Господа.
Все наши церковные праздники, конечно, особенные. И, конечно, они много значат для каждого человека – для семейного и монаха, для взрослого и ребенка. Но именно этот праздник – Вход Господень во Иерусалим – особенно «детский». Как раз из-за малышей на праздничных иконах. Ведь эти дети – одно из чудес Священного Писания.
Я как-то раньше не обращала внимания на это. Вроде бы и выросла сама в Церкви, и какое-то образование получила. А это чудо почему-то прошло мимо меня. То есть прошло бы мимо, если бы не святитель Иоанн Златоуст. В своих толкованиях на псалмы он подробно останавливается на всем известных словах царя Давида: «Из уст младенец и ссущих (сосущих молоко) совершил еси хвалу» (Пс. 8: 3).
То есть младенцы и грудные, сосущие материнское молоко, прославили Бога. Почему-то я воспринимала эти слова абстрактно, в общем – вроде как «всякое дыхание хвалит Господа». А ведь, оказывается, речь идет действительно о чуде, причем чуде, которое произошло один раз за всю историю человечества. Произошло именно во время входа Господня во Иерусалим, и его за несколько тысяч лет до этого как раз и предсказал царь-псалмопевец.
Это не образ, это реальность: когда Христос въезжал на ослике в Иерусалим, новорожденные дети, еще не умеющие говорить, – заговорили. Произносили слова, понятные и ясные для всех.
«Итак, велико и сильно это знамение.
…он <царь Давид> не сказал только: “младенцев”, – чтобы кто не разумел под ними людей незлобивых и простых, но прибавил: “грудных”, – указанием на пищу определяя возраст их; не сказал только: “младенцев”, но прибавил: грудных, еще никогда не принимавших твердой пищи. В самом деле, удивительно не только то, что они произносили слова, и слова ясные, но и то, что этими словами выразили бесчисленные блага. Чего еще не знали апостолы, то воспевали дети.
Кроме того, пророк здесь внушает и нечто другое, именно то, что приступающие к Божественному учению должны быть детьми в душе своей. Подлинно, кто не обратится к Царству Небесному, как дитя, говорит Господь, тот не может войти в него (Мф. 28: 3)»
(Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на псалмы. Беседа на псалом 8. Т. 5. Кн. 1.)
А еще мы можем обратить внимание на другие важные моменты. Например, что народ встречал Спасителя, прославляя Его как Царя. А всего через несколько дней люди кричали: «Распни, распни Его» и «Нет у нас царя, кроме кесаря», – призывая казнить мучительной смертью Того, Кого они так восторженно приветствовали. Это история торжественная, праздничная – и история неверности, история предательства.
Анна Сапрыкина
Полный текст статьи Анны Сапрыкиной на сайте: Православие.Ру