В этот день Вселенской Троицкой родительской субботы хочется рассказать о заблуждениях по-поводу поминания усопших:
Утверждение - "вилками нельзя поминать".
Православные поминальные традиции касаются не только дней и дат, но некоторых условностей обряда. Одной из них является то, что на поминальный стол кладут только ложки. Чтобы ответить на вопрос, почему на поминках нельзя есть вилками, необходимо заглянуть в историю.
Одной из исторических предпосылок, почему на поминках не едят вилками, можно считать исключительно бытовой факт – на Руси вообще не пользовались вилками до времен Петра Великого. Именно первый российский император ввел в обиход вилки, а до этого даже в боярских домах пользовались только ложками. Как и любое нововведение, вилки вызывали неприязнь, их даже называли бесовским орудием по аналогии с трезубцем дьявола или хвостом черта. Неприятие особенно остро это проявилось у староверов, в их общинах до сих пор едят только ложками.
Еще одной версией, почему не нельзя пользоваться вилками на поминках, является обычная человеческая жадность и импульсивность. На поминальный обед съезжаются близкие родственники умершего человека, нередко прямо там же начинался дележ наследства, который в пылу могу закончиться поножовщиной.
Можно ли на поминках есть вилками по церковным канонам?
Представители православной церкви уже не единожды говорили о том, что использование вилок никак не противоречит церковным канонам. Для священнослужителей гораздо важнее проведение отпевания и соблюдение похоронной церемонии. Вопрос, почему на поминки не кладут вилки, к церкви и ее обрядам не имеет никакого отношения.
Самой вероятной из всех причин не использования вилок на поминальных обедах, является традиция на поминках первым блюдом употреблять кутью. Также на поминки готовили блины, ставили блюда с хлебом и киселем. Для всех этих блюд вилка попросту не нужна, поэтому ее и не клали на стол.
Алкогольные суеверия — поминание спиртным
Стакан водки возле портрета усопшего и утверждение, что хотя бы одну рюмку за упокой души нужно выпить — все это известно каждому. Церковь к питью на поминках относится отрицательно. Это касается и водки, и вина, и других алкогольных напитков. Ведь родственники собрались за поминальным столом для того, чтобы помочь душе усопшего своими добрыми словами и молитвой о прощении грехов умершего. Не допустимо просить у Бога о прощении и одновременно грешить.
Распространенное мнение, что в этот день Святая Церковь поминает всех усопших, в том числе и самоубийц.
Поминовение усопших накануне дня Святой Троицы ведет свое начало со времен апостольских и установлено ввиду того, что событием Сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя, Которого они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом "всяка душа живится". Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы о умерших и даже о "иже во аде держимых".
Стоит отметить опасность соблазна многих прихожан поминать самоубийц в этот день, предполагая, что в Троицкую Родительскую Субботу поминаются абсолютно все усопшие, невзирая на то, как они покинули этот мир.
Но это является заблуждением! Нет такого дня, в который можно было бы помянуть один раз в год в Церкви самоубийцу. Нет такого правила.Православная Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не в праве поминать самоубийц, как самостоятельно прервавших один из величайших Божиих даров – саму жизнь.
Такое неправильное поверие возникло из неправильного понимания текстов канона, который читается в церкви в Троицкую родительскую субботу. В нем речь идет о тех, кто утоп, о тех, кто был удавлен. Но не о тех, кто сам себя удавил или кто сам себе жернов на шею повесил и утопился. Речь идет о тех, кого утопили, и о тех, кого повесили. Но совсем не о самоубийцах. Потому что самоубийца — в этом-то и горе, и печаль — это такой человек, который дар, данный ему Богом, возвращает Ему назад. То есть человек отрицает и милосердие Божие, отрицает надежду и так далее. Самоубийцы не могут обрести достойное упокоение после смерти, и об этом свидетельствуют многие богословы Русской Церкви.
Более того, церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (14 правило патриарха Тимофея Александрийского), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения. Искушения эти были весьма опасными, вплоть до умственного помешательства и того, что молящийся сам начинал испытывать непреодолимую тягу к совершению суицида.
Нужно молиться домашней молитвой (но и на нее надо взять благословение священника), совершать дела милосердия, добродетели, жить благочестиво. И благочестивая жизнь даст свои плоды, если мы понимаем, что побуждает нас к этому благочестию память о родственнике, ушедшем из жизни таким греховным образом. Совершая добрые дела в жизни ради своего родственника, мы верим, что Господь облегчит участь усопшего. Но и для нас это будет ограждение – Господь хранит благочестивых от всякого зла, от всех нападений вражьих.
Исключение делается только для психически больных людей — их могут поминать. Потому что психически больной человек не отвечает за свои поступки, и поэтому ему оказывается снисхождение.
Конечно же, священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, отходят от Церкви, не получая утешения.
В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших утешительные молитвы.
Название чина говорит само за себя – “молитвенного утешения сродников”, а не “служба об упокоении”, это именно для родственников, для их утешения и укрепления в скорби будет служиться служба. Об отпевании и поминовении людей, покончивших жизнь самоубийством, речи как не шло, так и не идет!
Итак, НЕЛЬЗЯ подавать записки о самоубийцах. Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:
- при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
- и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение: для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии.
Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц. Отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным. Такое неосторожное действо очень опасно и непредсказуемо.
НО:
Возможно поминовение самоубийц дома: Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».
НЕЛЬЗЯ заказывать панихиды и отпевание на человека, который сам своевольно отказался от этого заранее и наказал своим родственникам не совершать отпевания над ним.
Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?
- если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.
Благочестивый обычай подавать милостыню на помин сохраняется и в наше время, когда это единственная форма помощи (кроме домашней молитвы) тем, кто ушел из этой жизни, не присоединившись к Христовой Церкви или своеволием.
Домашняя молитва за самоубийц, некрещеных и неправославных.
Молитва за умерших имеет двоякую цель: испросить у Бога милости усопшему и принести утешение живым. Церковь не возбраняет личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными, но только домашней и, учитывая вышесказанное, с мерами духовной предосторожности. Естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным христианином и на молитву за некрещеного родственника или самоубийцу взять благословение у священника.
В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как. На что старец ответил: 'Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:
'Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя'.
Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но учитывая определенную духовную опасность, описанную ранее, для совершения домашней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника. Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц, но чтобы добиться этого, нужно совершить молитвенный подвиг.
Вся литература как помочь усопшим есть в церковной лавке храма.
Настоятель нашего храма протоиерей Николай Москалюк всегда напоминает: "Если мы не будем молиться за своих усопших, то Господь может так попустить, что и за нашу душу молиться будет не кому."
- " Нужо детей с малолетства приучать к молитве и особенно к молитве об усопших."
Помощи и милости Божией, всем нам!
подготовлено по материалам интернет-ресурсов.