Сегодня, дорогие братия и сестры, в день навечерия великого праздника Господня – Богоявления, или Крещения Христова, мы с вами молимся за продолжительным, но удивительным по своему содержанию богослужением, которое объединяет и чтение часов, и вечерню, и Божественную Литургию святителя Василия Великого, и вот скоро под пение тропаря: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» – выйдет из алтаря духовенство для совершения Великого освящения воды.
Сегодняшнее богослужение более всего напоминает богослужение навечерия праздника Рождества Христова, и также сегодняшний день называется сочельником. Эта схожесть богослужений объясняется тем, что до V века было принято вспоминать Рождение и Крещение Господа нашего Иисуса Христа в один день, и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Пресвятой Троицы в водах Иорданских.
На берегах Иордана раздался «глас Господень на водах»: Бог Отец при Крещении Христа Спасителя являет Себя Своему созданию – человеку голосом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой нисходит на Христа «в телесном виде, как голубь». Богоявление Господне не осталось незамеченным людьми, после этого явного чуда многие внимательнее стали присматриваться к этому малоизвестному (как им ранее казалось) тридцатилетнему Человеку из Назарета Галилейского. Кто-то стал Его учеником и, оставив свою семью и привычную жизнь, пошел за Ним, чтобы слушать Его Благую Весть, пить воду, от которой никто не будет жаждать вовек. И в дальнейшем эта вода – благодать Истины Христовой – сделалась в тех людях, свидетелях Богоявления на Иордане, источником воды, текущей в жизнь вечную.
«Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте» (Ис. 55: 1), – взывает пророк Исаия. Как чувство физической жажды является проявлением нашего естества, так и духовная жажда естественна для каждого человека. Страдая и мучаясь от жажды Богообщения, мы ищем встречи с Богом, стремимся к Нему приблизиться, исполнять Его волю и заповеди. Но не будем забывать, что до Богоявления на Иордане, до крещения Духом Святым имело место быть крещение Иоанново – крещение Иоанном Предтечей людей, жаждущих встречи с Богом, «в воде в покаяние».
Чтобы нам сподобиться явления Бога, мы должны покаяться, но не только словами, а стремиться жить по правде Божией
Чтобы нам сподобиться явления Бога и утоления своей духовной жажды, мы должны быть чистыми, омытыми от телесной и душевной скверны греха и дурных привычек. Мы должны покаяться, но не только словами, но всеми силами стремиться жить так, как подобает раскаявшемуся грешнику. Вместо самоядения и уныния мы должны постоянно творить достойные плоды покаяния, а иначе, несмотря на наши заявления о покаянии, которые мы произносим на молитве и исповеди, не сможем избежать «будущего гнева». Плоды покаяния обнаруживают, было ли оно искренним, а перемена наших мыслей доказывается только изменением образа жизни.
Из сегодняшнего евангельского чтения мы слышали пояснение Иоанна Крестителя об этих плодах покаяния тем людям, которые приходили к нему на Иордан креститься. Фарисеи и саддукеи – общественная элита – не задавали никаких вопросов Иоанну, они были уверены в том, что не хуже его знают Закон Моисеев и знают, что им делать или не делать. Но простой народ, мытари и воины, понимавшие, что живут неправильно, и – самое главное – осознающие, что должны жить лучше, осознающие собственное невежество, стремились услышать совет праведника и подвижника, совет человека Божия. И первым звучит вопрос простого народа: что же нам делать, чтобы сотворить плоды покаяния? И дается им ответ: будьте милосердны, начните свое исправление с дел милосердия – у кого две одежды, а значит, одна у лишняя, тот отдай или по крайней мере одолжи неимущему, чтобы он мог согреться. Господь ждет от нас милости, а не жертвы, и цель этой милости – сделать нас годными на всякое доброе дело.
Затем обращаются к Иоанну Предтече с вопросом: а что же нам делать? – мытари, то есть люди, имеющие власть над другими, чиновники, сборщики императорского годового дохода. Их плод покаяния – ничего не требовать более определенного, не превышать свои должностные полномочия, не злоупотреблять властью. Очень хорошо об этом сказал святитель Григорий Богословов: «Посему все правители прежде всего должны обращать внимание не на власть над подчиненными по своему положению, а на равенство с ними по природе своего происхождения и утешаться не тем, что они начальствуют над подобными себе, но тем, что, начальствуя над ними, они имеют возможность быть для них полезными… Стремиться к тому, чтобы перед нами трепетал равный нам человек, – значит властвовать против природы».
После мытарей свой вопрос: а нам что делать? – задают воины. Это не иудеи, воспитанные в Законе Моисеевом, это люди – по рождению язычники, но уверовавшие в Бога Единого. Обычно воины-солдаты редко являют собой пример благочестия. И даже оправданное убийство неприятеля на поле битвы или законная казнь преступника лишает человека внутреннего мира и радости. Чтобы заполнить эту гнетущую пустоту в своих душах – явный признак жажды Бога, воины ждут ответа от пророка Божия. И в ответ на их вопрос Иоанн Креститель не призывает их бросить свое оружие и оставить службу, а предостерегает против грехов, в которых обычно бывают виновны воины: нельзя обижать людей, среди которых они расквартированы и над которыми поставлены. «Никого не обижайте. Ваше дело – оберегать мир и предотвращать злодеяния среди людей, но никого не обижать. Не устрашайте народ, ибо меч войны, как и меч правосудия, должен быть направлен против творящих зло в защиту делающих добро. Не будьте грубыми там, где живете, и не вымогайте угрозами деньги у людей. Не проливайте кровь в мирное время, будьте со всеми учтивы. Не клевещите перед правительством ради того, чтобы заставить бояться себя; не торопитесь жаловаться друг на друга начальству, чтобы отомстить тому, на кого вы затаили обиду; не подсиживайте вышестоящих, чтобы занять их место; не берите взятки».
А еще: будьте всем довольны, потому что недовольство делает людей деспотичными и несправедливыми. Тот, кто всегда считает, что имеет недостаточно, не постесняется никакого незаконного поступка, чтобы, обманывая других, увеличить свое богатство. Это правило всем нам – довольствоваться своим жалованьем и разумно использовать наилучшим образом то, что имеешь.
И вот когда мы покаемся, исправимся и делом докажем изменения своей доселе греховной жизни, принесем плоды покаяния, станем милостивыми, кроткими, добрыми, благодарными, тогда и услышим глас Господень на водах, который вопиет, глаголя: «Приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа». На водах раздается этот глас, и не один Иордан – маленькая река в Палестине – получил особую благодать явления Пресвятой Троицы, приняв в свои воды Богочеловека, но по всей земле и на море совершилось и ежегодно совершается таинство Крещения Господня при освящении водного естества призыванием имени Божия.
Придем и мы, дорогие братия и сестры, жаждущие Бога, любители Божией Правды и святой воды, придем в храмы за великой святыней – водой святых Богоявлений, Великой Агиасмой.
Проявим же при получении агиасмы терпение, великодушие, кротость, ласку, доброту
Но будем помнить, что если не хотим мы в очах Божиих выглядеть порождениями ехидниными и пойти в огонь вечный, то должны никогда не забывать о плодах покаяния. Проявим же при получении агиасмы терпение, великодушие, кротость, ласку, доброту, пропустим всех вперед, с любовью дадим ответ вопрошающим.
Святитель Иоанн Златоуст в сегодняшний день – день навечерия Богоявления Господня – более 1600 лет назад сказал следующее:
«Многие ныне приступят к Священной Трапезе по случаю праздника. Но некоторые приступают не с трепетом, а толкаясь, ударяя других, пылая гневом, крича, злословя, перебивая ближних, с великим смятением… Чем, скажи мне, смущаешься ты, человек? Что беспокоит тебя? Необходимые дела, конечно, призывают тебя; в этот час ты особенно сознаёшь, что у тебя есть дела, особенно помнишь, что ты находишься на земле, и думаешь, что обращаешься с людьми? Но не каменной ли душе свойственно думать, что в такое время ты стоишь на земле, а не ликуешь с Ангелами, с которыми ты возносишь победную песнь Богу? Для того Христос и назвал нас орлами, сказав: “идеже труп, тамо соберутся орли” (Мф. 24: 28), чтобы мы восходили на небо, чтобы парили в высоте, возносясь на крыльях духа; а мы, подобно змиям – порождениям ехидны, пресмыкаемся во прахе и едим землю…
Будем же, возлюбленные, представлять себе это, будем помышлять об этом, страшась предстоящего за то осуждения. Будем приступать к Священной Жертве и ко всякой святыне, в том числе и святой воде, с великим благочинием, с надлежащим благоговением, чтобы нам заслужить большее благоволение у Бога, очистить свою душу и получить вечные блага, коих да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, и держава, и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь».