Поиск по сайту

[21.12.2018] Слово при начале поста пред Рождеством Христовым

Пророк, предвидя некогда особенное посещение Божие народу Израильскому и замечая неспособность сего народа к достойному сретению (встрече) грядущего Господа, торжественно взывал в слух всех: «уготовися срести Бога твоего, Израилю» (Ам. 4:12, по евр. подлиннику). Не знаем заподлинно, какое посещение Божие имел при сем в виду пророк Иудейский, но в чем бы ни состояло оно и как бы ни было велико и благотворно, никак не может сравниться с тем беспримерным посещением, коим посетил всех нас Господь, сошед на землю и приняв на Себя плоть нашу.

Посему Святая Церковь, видя приближение великого празднества в память сего необыкновенного посещения, и не видя в нас, чадах своих, духовной чистоты и благолепия, необходимых для сретения великого Посетителя душ и сердец, подобно пророку, начала возглашать к нам: Христос с небес, срящите! Возглашение, достойное всего нашего внимания, ибо если пришествие царя земного всегда предваряется распоряжениями к встрече его; то кольми паче пришествие Царя Небесного!

Цари земные, как бы ни были могущественны и мудры, не могут видеть всего, могут не видеть многого – худого и отвратительного. Царь Небесный узрит все; пред Ним – «вся же нага и объявлена» (Евр. 4:13); Он испытует самые глубины сердец. Посему, готовясь к сретению Его, надобно не сокрыть только худое, а истребить и уничтожить.

Для слабости нашей это дело немалое, еще большее – для нашего пристрастия к миру, к самым нечистотам нашим. Посему и времени на приготовление дается немало: целых четыредесять дней! За столько времени Моисей успел принять на Синае из уст Божиих весь закон (Исх. 24:18); мы ли не успеем принять нужных для каждого из нас заповедей?

За столько времени Илия мог измерить неоднократно стопами своими всю землю Израилеву – от Дана до Вирсавии (3 Цар. 19:8); мы ли не возможем перейти черту, отделяющую нас от жизни благой и христианской? За столько времени Спаситель победил все искушения сатаны в пустыне (Мф. 4:1–11); для нас ли, при помощи благодати Его, невозможно будет победить несколько прихотей или привычек?

Нет, братие, Церковь надеется «что мы в лучшем состоянии» (Евр. 6:9). Как ни велики в другое время рассеянность наша и миролюбие, но теперь, с приближением великого праздника, она уповает, что мы, подобно рассеянным воинам, соберемся под ее знамена, станем на страже спасения, устремим мысли и желания к Вифлеему и начнем приготовлять душу и сердце к достойному сретению грядущего с небес Господа. Чтобы облегчить для нас сие святое дело, Церковь матернею рукою сама сложила с нас половину тяжести, заповедав пост. Она знает, что чрево есть главный враг наш, и потому заранее посадила на цепь сего льстивого, но ужасного зверя. Если, начав духовное шествие к Вифлеему так благовременно, не успеем явиться с пастырями у яслей; если, и при руководстве поста, совратимся с пути истинного к Ироду и его клевретам, то это будет уже не ее, а наша вина, - это знак, что мы сами в заговоре с врагом нашего Спасителя, что мы – «живи уловлени от Него в свою его волю» (2Тим. 2:26).

Итак, «уготовися срести Бога твоего, Израилю!» Воспрянь, душа верующая, и осмотри, что в твоей жизни есть нечистого и недостойного, и попекись заблаговременно все это исправить и истребить.

Если ли в тебе какая-либо скверна плотская, – очисти ее ради чистоты Святаго святых; есть ли какой-либо раздор, брань или ненависть, – погаси ее из любви к грядущему Начальнику мира; есть ли надмение или гордость и презорство, – подави и это в честь смиренного Отрочати Вифлеемского. Уготовися и осмотрись каждый, ибо Господь грядет ко всем! Обозри все – душу и тело, ум и сердце, ибо Господь будет везде, узрит все: нет ли в уме мыслей неправых о вере, ее заповедях и обетованиях; нет ли в воле наклонностей худых, приверженности к миру и его благам суетным; нет ли в воображении образов нечистых и срамных, в памяти – деяний студных и примеров губительных, в сердце – похотей вреждающих (вреждение – порча).

Не верь в сем отношении собственному суду и разумению; возьми светильник слова Божия и пройди с ним всю область твоего существа. Надобно, чтобы ты весь был чист, ибо ты весь омыт некогда благодатью Духа; надобно, чтобы ты весь сиял златом любви к Богу и ближним, ибо ты куплен дорогою ценою – Кровью Сына Божия! Впрочем, Родившийся, вместо твоих даров, обогатит тебя Своими; только не приноси к яслям Его с собою мира и его похотей, а явись с сердцем сокрушенным и духом смиренным.

Точно, подумает кто-либо, надлежало бы много готовиться к наступающему празднеству, если бы в продолжение его действительно Сам Спаситель наш благоволил сойти к нам на землю и посетить нас. Но Он, раз сошедши на землю, теперь всегда на небе. Наступающее празднество состоит из одного воспоминания бывшего некогда Рождения по плоти Господа, много ли нужно для воспоминания?

Много ли, мало ли, не будем спорить о том, возлюбленный! Но, конечно, не столько, чтобы вовсе не думать о наступающем празднике, то есть о том, для чего родился Спаситель наш и что нам должно делать вследствие Его Божественного Рождения; конечно, не столько, чтобы ограничить всю деятельность свою перед праздником покупкой роскошных снедей, приготовлением новых одежд и украшений; не столь мало, чтобы ради праздника заняться изобретением одних увеселений и забав, часто вовсе богопротивных, и всегда суетных и опасных для души. Такое приготовление может послужить не к воспоминанию Рождества Спасителя, а разве к увековечению памяти плотоугодия Иродова.

Ты хочешь ограничиться в наступающий праздник одним воспоминанием Рождества Христова? – Приготовься же, хотя к воспоминанию; прочти со вниманием или прослушай повествования евангелистов о Рождении Спасителя твоего, и размысли о всех обстоятельствах сего преславного события.

Приготовься! Ибо, как много между нами таких, кои не в состоянии отпраздновать Рождение своего Спасителя даже одним: основательным воспоминанием! Кои, если бы иудей или магометанин спросил у них, как родился Спаситель твой, в честь Коего празднуешь, не в состоянии дать ответа! Самое распространение света наук между всеми сословиями не спасает многих от сего грубого и постыдного неведения. Увы, мы нередко знаем до подробности, где и как родился и воспитывался Аристотель, Виргилий, Конфуций, а не знаем, что было с нашим Спасителем!..

Между тем, и одно воспоминание Рождения Спасителя, если только оно будет происходить надлежащим образом, поведет необходимо ко многому, истинно спасительному. Ибо, рассудите сами, можно ли воспомянуть ясли и нищету Спасителя и не устыдиться своей роскоши, своих убранств, на кои истощаются труды и пот подручных нам? Можно ли воспомянуть смирение Божественного Отрочати, и не содрогнуться от своей гордости, надмения и тщеславия, для коих у нас часто нет никаких пределов? Можно ли воспомянуть бегство в Египет от жестокого Ирода, и не почувствовать нового мужества к перенесению несправедливостей мира? Сыны Израиля, сидя на реках Вавилонских, находили некогда все побуждения жить свято между язычниками, когда воспоминали о своем Сионе (Пс. 136:1): христианин ли не найдет побуждений к чистой и святой жизни, воспоминая о своем Спасителе?

Итак, думающий ограничиться в наступающий праздник одним воспоминанием Рождества Христова, – ограничься, если можешь, пределами памяти (Отрочати Вифлеемскому не впервые будет почивать на малом пространстве); но уступив Ему сию малость, дай всю свободу над нею: пусть память твоя вся займется Им и Его смирением, – и ты увидишь, как она сама не вместит Его, передаст уму, потом сердцу, и как вся душа твоя обратится в храмину Вифлеемскую.

Но, братие, я оставил бы в заблуждении вас и себя, если бы допустил, что празднества в честь нашего Господа состоят из одного воспоминания событий, с Ним последовавших. Как ни нужно и как ни плодоносно может быть такое воспоминание, но оно только начало дела, одно приготовление к празднованию.

Истинное же празднование всякого празднества Христова должно состоять из действительного повторения над нами того, что было с нашим Спасителем. Не время теперь объяснять подробно сию великую истину и показывать, каким именно образом Спаситель наш может и должен в нас духовно зачинаться, рождаться, крещаться, преображаться, умирать за нас и воскресать в нас и для нас.

Если угодно будет Господу, мы побеседуем о каждом из сих предметов в свое время. Теперь же, сообразно нашей цели, довольно указать в Священном Писании на те места, из коих неоспоримо видно, что Иисус Христос должен родиться не в одном Вифлееме, а в сердцах наших. Это, во-первых, обещает Он Сам, когда говорит: «любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим... и к нему приидема и обитель у него сотворима» (Ин. 14:21, 23). Ту же истину многократно и многообразно засвидетельствовали Его святые апостолы. Так, Павел, желая ефесским ученикам своим соделаться истинными христианами, молит для сего Бога о том, чтобы Иисус Христос вселился верою в сердцах их (Еф. 3:17). Подобным образом болезновал он и о галатских христианах, «дондеже вообразится в них Христос» (Гал. 4:19). И о себе самом, как примере и образце, коему должно подражать, говорил, что живет «не к тому он, но живет в нем Христос» (Гал. 2:20). После сего сомневаться в действительном вселении Спасителя в сердцах наших, значило бы сомневаться в самом Евангелии и вере.

Если же так, то судите сами, братие, какое приготовление нужно для нас к наступающему празднику. И можно ли почесть его слишком рано-временным или великим. – Ах, Царь Небесный грядет к нам с престола славы, из недр Отца, а мы будем рассчитывать, чтобы не сделать лишнего шага во сретение Ему! Он хочет прийти и вселиться в нас, управлять нами и усвоить Себе на веки; а мы будем ограничиваться воспоминанием Его, или одними поклонениями Ему, как поступаем при встрече с каким-либо великим знакомцем? – Нет, братие, не за тем Господь и Спаситель наш сошел на землю; такой союз с Ним не возведет нас на небо. Для сего надобно соединиться с Ним всем существом своим, надобно дать Ему вселиться в уме и сердце нашем, необходимо начать жить Его пресвятой жизнью. Он принял плоть нашу, а мы должны принять и Пресвятую Плоть и Всесвятый Дух Его, принять и хранить навсегда. Только такое соединение с нашим Господом доставит нам тот мир и то благоволение, тот свет и ту жизнь, кои потеряны нами в Адаме первом, и возвращаются теперь от лица Адама Второго.

Итак, «уготовися срести Бога твоего, духовный Израилю!» Благоукрасися, умный Вифлееме! Отверзися, сердечный Эдеме! «Господь близ» (Флп. 4:5), звезда над главою, Дева и волхвы на пути! Не замедли и ты, душа верующая! – Может быть, это последнее в отношении к тебе явление твоего Спасителя на земле, и ты уже не узришь Его более во яслех. Аминь.

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический


Спрашивайте книгу в церковной лавке.

Иннокентий Херсонский, святитель.

С нами Бог: Беседы на Рождество Христово.

(Серия "Духовный собеседник").

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948