Беседа матушки Домники
Сегодняшнюю беседу мне хотелось бы начать немного издалека – с рассуждения, которое, мне кажется, у всех вас вызовет сочувствие. Как известно, очень многие люди мечтают встретиться с великим старцем. С таким, который сразу увидел бы всё, что творится в их душе, разъяснил бы причины их скорбей и бед, утешил бы, ободрил, и главное – сказал бы, как жить дальше. Ради этого люди готовы ехать на край света, преодолевать многие препятствия. Это относится и к нам, живущим в обители. Думаю, многие из нас иногда мечтают о том, чтобы получить духовное наставление от великого старца. Мы, бывает, думаем: «Вот если бы мне сейчас встретиться с таким старцем, как отец Иоанн (Крестьянкин) или отец Николай Гурьянов… Он-то мне точно открыл бы, что делать, явил бы мне волю Божию. Он бы мне так все разъяснил, что я бы сразу все поняла и изменила всю свою жизнь».
При этом мы забываем, что на самом деле нам совсем не обязательно ехать на край света, чтобы узнать волю Божию. Каждая из нас имеет возможность хоть ежедневно получать и откровение, и утешение, и ободрение. И все это в той же степени, как если бы она каждый день беседовала с великим старцем.
Все это может даровать нам Евангелие, если только мы будем правильно к нему относиться и правильно его читать. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о чтении Евангелия так:
«Самая беспредельная любовь Отца Небесного не могла даровать нашим душам лучшего дара, как сей великий дар Его милосердия». [1]
И вот именно об этом мне хотелось бы сегодня поговорить – как пользоваться этим великим даром, как правильно читать Евангелие.
Может показаться, что этот вопрос не требует подробного рассмотрения. Ведь каждая из нас читает Евангелие ежедневно, знает, что это непременная обязанность христианина, и как будто не нуждается в дополнительных разъяснениях по этому поводу.
Но дело в том, что иногда мы недооцениваем это делание и забываем – что есть Евангелие. А это главная книга нашей жизни. Как говорит святитель Игнатий, это «книга, которая решит нашу вечную участь. По ней мы будем судимы, и смотря по тому, каковы были здесь, на земле, по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни» [2]. И нет ничего важнее для нас, чем правильно понимать Евангелие. Для этого нам нужно очень тщательно изучать его, читать толкования святых отцов. Но в то же время мне не хотелось бы, чтобы вы увлекались таким, если можно так выразиться, научным подходом к его чтению. С одной стороны, все мы обязательно должны знать святоотеческие толкования Евангелия, с другой – гораздо важнее, чтобы мы научились читать эту книгу просто, с открытым сердцем. Ведь Евангелие – это, прежде всего, живое слово Божие. Через него говорит с нами Сам Господь. И никакие наши познания о Священном Писании, никакие толкования, никакие размышления не скажут нам больше, чем может сказать Господь.
Когда мы берем в руки Евангелие, мы должны отстраниться от всего, отринуть всякое размышление и просто «погрузить ум в чудеса Божии» [3], как говорит преподобный Исаак Сирин. И тогда мы почувствуем, что за словами Евангелия стоит живой Господь.
Замечательно говорит об этом старец Емилиан. Я зачитаю небольшой отрывок из его беседы. В ней он рассуждает о том, как должны читать Евангелие священнослужители во время богослужения, но думаю, все сказанное можно в полной мере отнести и к нам:
«Чередному священнику или диакону не составляет никакого труда, после того как они войдут в церковь, открыть Евангелие пред Богом и, став так, как бы Христос был перед ними, посмотреть, что Он хочет им сказать. Вот Христос «зовет мя», меня призывает, мне кричит, хочет говорить со мной, вот Христос и я. Не будем никогда рассматривать Евангелие, как некое зачало, которое мы по уставу дня обязаны прочесть» [4].
А в отношении к нам можно сказать: не будем никогда рассматривать чтение Евангелия только как некую обязанность, которую мы в течение дня должны исполнить. Каждый раз, когда мы открываем эту книгу, у нас должна произойти встреча с Богом.
По словам старца Емилиана, Господь через Евангелие каждый день дарует нам откровение – наше личное, сегодняшнее откровение. Ведь что такое Евангелие? Это слово об откровении Бога. Бог открылся святым мужам, а они записали это откровение и через века передают его нам. Когда мы читаем Евангелие, мы можем сказать себе: «Событие, о котором повествует евангелист, – это и мое личное событие. Сейчас и у меня есть откровение. И откровение это есть Сам Христос, Который открывается мне, когда я читаю Его слова. Это живой Бог, Который взирает на меня, слушает меня и отвечает мне. Сегодня Он скажет мне нечто новое, касающееся именно меня и именно этого дня. Его слова наполнят мой разум и мое сердце и станут глубинной причиной моих дальнейших решений и поступков». Поэтому очень важно, чтобы в тот момент, когда мы читаем Евангелие, ум наш был свободным от всяких размышлений и попечений, чтобы он оставался ничем не занятым. И тогда божественное присутствие наполнит его.
Из жизни великих подвижников мы знаем, что все они именно так относились к чтению Евангелия. Оно никогда не становилось для них привычкой, а всегда было неповторимой, новой встречей с Богом. Приведу несколько примеров такого отношения к Евангелию.
Преподобный Парфений Киево-Печерский говорил:
«Сия книга есть мати всех книг, также она есть молитва над молитвами, и есть управитель в Царствие Небесное, и в разум истинный на земле человеков приводит, и сподобляет зрети Бога сердцем еще во плоти, а лицем к лицу в грядущем веце удостоивает наслаждатися сладким видением Святыя Троицы» [5].
Может быть, это высказывание не очень понятно, я его перескажу. Преподобный Парфений говорит, что чтение Евангелия сподобляет нас сердцем видеть Господа. И это делание преображает нас и ведет ко спасению, то есть к тому, чтобы в будущем веке мы удостоились созерцать Бога уже лицом к лицу. Вот самое главное, что находил преподобный отец в чтении Евангелия, – это сердечное зрение Бога и происходящее от этого духовное очищение и возрастание.
Святитель Игнатий советовал своим ученикам:
«Когда читаете эту Божественную книгу, книгу жизни, – представляйте себе, что невидимо стоит пред вами Сам Христос и говорит вам глаголы, которые “Дух суть и Живот суть!”. Не должно начертывать в воображении вида Христова – нет, должно лишь живо и благоговейно ощущать Его Всесвятое присустствие» [6].
Более близкая к нам по времени подвижница, игумения Арсения (Себрякова), относилась к чтению Евангелия точно так же. Она с детства испытывала особую любовь к этой книге. И вот что она говорила, уже будучи в глубокой старости:
«Некоторые любят читать акафисты, каноны, я же больше всего люблю Евангелие. При чтении Евангелия какое-то особенное познание открывается душе. Евангелие ведь это Сам Христос. И если случится смутиться душою, если внешние дела и заботы отяготят меня, я спешу, как выпадает свободная минута, раскрыть Евангелие и прочесть хоть слово какое... Сейчас же почувствуешь облегчение, успокоение души, точно омоешь в нем душу от всего, чем она отяготилась!
И мы, каждая душа, должны дорожить каждым словом Господа, искать Господа в Евангелии. Ведь там каждое слово, каждая строчка – есть свет, есть путь, правило жизни для души» [7].
Вот, наверное, самые главные слова – мы должны искать Господа в Евангелии, искать Его живое слово и Его силу.
Приведу еще примеры, подтверждающие это. Вот что рассказывается в Древнем патерике. Один инок, которого сильно смущали помыслы неверия, был вразумлен при помощи чудесного видения. Однажды он стоял в храме на богослужении и, когда читалось Евангелие, увидел, что кровля церкви раскрылась, и стало видно Небо, и каждое слово Евангелия было, как огонь, и восходило до Небес [9].
Похожего видения сподобился преподобный Парфений Киево-Печерский. Вот как он об этом рассказывает:
«Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, покрывавшее поле, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: “Терние, покрывавшее поле, – грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, – слово Божие, тобою за нее чтомое”» [10].
Слово Божие – это огонь, и когда мы читаем Евангелие, мы непременно должны это ощущать. Конечно, нам не следует ждать каких-то чудесных видений, но почувствовать в своей душе действие евангельского огня мы, конечно, можем. Это выражается и в том, что во время чтения Евангелия мы чувствуем некое утешение. И в том, что евангельский свет просвещает наш ум, являя нам истины Господни. И в том, что огонь Божественных словес попаляет наши страсти, даже если мы это не вполне осознаем. Иногда эти действия бывают очень сильными, и преображение человека совершается в один миг. Мне хотелось бы привести несколько примеров, ради того чтобы вы могли представить себе великую силу слова Божия.
Древнее предание рассказывает:
«В городе Тарсе Киликийском жил скоморох, по имени Вавила. Он имел беззаконное сожитие с двумя женами и по делам своим был сосудом диавола. Ему однажды пришлось быть в церкви, и когда он услышал чтение Евангелия, то слова: “Покайтеся, приближися бо Царство Небесное” – произвели необыкновенное действие. Он тотчас почувствовал глубокое раскаяние, заплакал, стал укорять себя за свою прошлую жизнь и дал обещание исправиться. Придя из церкви домой, он позвал обеих жен и сказал им: “Вы знаете, как я скверно жил с вами. Теперь я хочу загладить свои грехи, оставить мир и уйти в монахи. Вот и имение мое вам, возьмите его и разделите между собой поровну, а я пойду в монастырь”. После этого Вавила ушел, постригся в монахи и затворился в столпе. Жены же его, раздав все имение бедным, также постриглись и затворились в одной келлии. И вот бывший прежде скоморохом и великим грешником, Вавила стал муж умилен, полн страха Божия, смирен и кроток, мнозем на пользу быв, и, Богови угодив, в вечную преставися жизнь, о Христе Иисусе Господе нашем» [11].
Еще один случай рассказывает святитель Николай Сербский. Этот случай был не так давно – в начале XX века. Известный японский разбойник Токисо Иси, грабитель и убийца, совершенно переменился от одной евангельской фразы. Это произошло с ним, когда он находился в заключении, ожидая приговора за свои преступления:
«В один прекрасный день просто от скуки Токисо протянул руку и взял книгу с полки. Прочитал заглавие: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Полистал ее немного и навскидку прочитал несколько фраз, которые не произвели на него особого впечатления. Вернул книгу на полку. Так минуло еще несколько дней. Он снова взял книгу в руки и открыл ее там, где говорилось о Христовых страданиях. Читая, он негодовал на Пилата и злился на иудеев за то, что они судят и приговаривают к смерти праведного человека. Вспомнил он и о своем убийстве гейши и о безвинном Комори, которому, как и Иисусу, без всякой причины грозит смертная казнь. Все внимательнее вчитываясь в текст, Токисо буквально впивался в канву событий, желая узнать, что все-таки в конечном счете будет с Иисусом. Но, дойдя до слов: “Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают, – закрыл книгу. Он почувствовал, что кто-то, будто иглой, поразил его в самое сердце. Может ли такое быть? Ведь такое не видано и не слыхано, чтобы некто, так истязаемый и измученный, как Иисус, перед последним издыханием все простил Своим врагам! Об этом Токисо не мог даже грезить!
Вот как он сам излагает свои мысли: “Я считаю, что главный враг того или иного человека – тот, кто покушается на его жизнь. Да и в самом деле нет большего неприятеля, чем этот. И вот, как раз в ту минуту, когда у Иисуса забирают жизнь, Он молится за Своих палачей небесному Богу: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Что другое могу я предположить, нежели что Иисус был Сыном Божиим? Подумал я о том, что всякий обычный человек пылает гневом и прочими мерзкими страстями даже за малое чинимое ему зло. Однако Иисус молился за врагов именно в тот момент, когда они отнимали у Него жизнь – и причем такую драгоценную жизнь, которую ничто в мире не может заменить. Такой поступок абсолютно невозможен для заурядного человека. И потому мы должны признать и сказать: ОН БЫЛ БОГОМ”» [13].
Впоследствии этот человек, о котором рассказывает святитель Николай, покаялся в своей преступной жизни, признал перед властями свою вину в совершенном убийстве.
Можно привести еще много примеров того, как Господь Своим евангельским словом преображал даже великих грешников. Какое же отношение это имеет к нам? Для нас важно помнить, что и с нами Господь говорит через Евангелие, и на нас являет Свою силу, и нас хочет таким образом спасти. Хотя мы и не совершаем смертных грехов на деле, но мы так же нуждаемся в полном преображении своей души, как эти грешники. И Господь подает нам это преображение через чтение Евангелия. Конечно, далеко не всегда это происходит столь явно и быстро, как в описанных случаях, – как правило, мы оказываемся не способны на столь великое покаяние. Однако немало уже и то, если мы каждый день под действием евангельских слов совершаем хотя бы небольшой шаг к Господу, укрепляемся в духовной борьбе, и наше внутреннее устроение постепенно изменяется.
Мне вновь хотелось бы привести примеры того, как читали Евангелие подвижники благочестия, чтобы мы могли у них поучиться этому.
Интересный пример из своей жизни приводит игумения Арсения:
«Как-то у меня было много дела, много разговоров, и я отяготилась ими и взяла скорее Евангелие, чтобы хоть одно какое слово прочесть, просветить душу. Раскрываю Евангелие – и как раз ни одного слова учения, но все исцеления и исцеления. Как Господь исцелил слепорожденного, как – от водяной болезни, как – расслабленного; я сначала искала слово учения, а потом сказалось в моей душе, что и все исцеления есть тоже учение для моей души. Если Господь исцелил прокаженного, исцелит и мою душу прокаженную, исцелит меня, слепую; и, как от водяной болезни исцелил страждущего, так исцелит мою душу, через которую проходят целые потоки страстей. И так каждое слово, каждое дело Евангелия воображает в нас Христа» [15].
Приведу еще один пример того, как читали Евангелие подвижники. Архимандрит Игнатий (Малышев), ученик святителя Игнатия Брянчанинова, впоследствии настоятель Троице-Сергиевой пустыни, рассказывал своим духовным чадам о том, как он читал Евангелие в детстве. Тогда он, конечно, еще не мог читать Евангелие рассудочно – просто в силу своего возраста. Он читал его по-детски просто. И именно такое чтение являлось для него источником духовного наслаждения и помогало терпеливо переносить скорби. Скорбей же у него было немало. Он был тогда прислугой в купеческом доме и одна из женщин, прислуживавших там же, часто бранила и обижала его без всякой вины, ей было совершенно невозможно угодить. В этой беде мальчика утешало только чтение Евангелия. Вот как он об этом рассказывает:
«Было у меня Евангелие, лежит, бывало, открытое на столе; много читать некогда, а так, между делом, прибежишь, заглянешь, прочтешь хоть словечко – наслаждение! Слезы льются, так и ходишь с этим словечком. Никогда в жизни так не читывал. Что говорить, трудно было переносить обиды, а потом я даже полюбил их» [19].
Из этого краткого эпизода мы можем сделать еще один важный вывод. Чтение Евангелия способствовало тому, что еще в детстве подвижник положил начало одной из главных христианских добродетелей – смирению. И если мы будем читать Евангелие так, как читал его этот мальчик, – с детской простотой и верой, – то будем постепенно избавляться от страстей и стяжевать добродетели. Может быть, мы даже не будем замечать, как это происходит, но это обязательно произойдет, и по прошествии времени мы увидим в себе удивительное изменение... .
Например, каждый раз, когда вас сильно борет уныние, хорошо сразу начинать читать Евангелие. Хотя в этот момент вам, может быть, очень не хочется этого делать и кажется, что ничто уже не поможет вам в вашем состоянии. Все же заставляйте себя читать – и вскоре почувствуете облегчение. Либо какие-то слова вдруг откроют вам, что никаких причин для уныния нет, либо само по себе чтение Евангелия доставит радость, и страсть уныния просто перестанет действовать.
И так можно поступать во время действия любой страсти. По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорил следующее:
«Как только кто касается Евангелия, то тотчас благоустрояет ум свой и при одном только взгляде на него отрешается от всего житейского. Если же присоединяется и внимательное чтение, то душа, как бы вступая в таинственное святилище, очищается и делается лучшей, так как с ней беседует Бог через эти Писания. Даже если ты не понимаешь содержащегося в них, от самого чтения бывает великое освящение».
В заключение же беседы мне хотелось бы напомнить еще об одной важной вещи. С нами иногда бывает, что мы читаем Евангелие вроде бы правильно, выполняем все наставления святых отцов, стараемся, чтобы было и внимание, и благоговение, и вера, – но при этом чтение все же кажется нам скучным, и сердце никак не отзывается на евангельские слова. Что это значит? Что Господь почему-либо отвернулся от нас? Или что Евангелие утратило свою силу?
Ответ на это содержится в словах преподобного Ефрема Сирина: «Если слушать слово Божие тяжело для твоего терпения, то тем паче тяжело для тебя исполнение его на деле. Заключай из этого о себе, что ты нерадив».
Когда Евангелие ничего не говорит нам, это не значит, что Господу нечего нам сказать. Это значит, что мы впали в нерадение, оставили духовный подвиг, – и просто мы сами отказываемся от Божественного откровения и силы Христовой.
По точнейшему выражению святителя Игнатия, читать Евангелие необходимо не только глазами, не только умом, но самой своей жизнью. И только по мере исполнения евангельских заповедей нам открывается таинственный смысл и великая сила Божественных слов.
Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь г. Екатеринбург
[1] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. М.: «Паломник», 2007, т. 8.
[2] Творения святителя Игнатия. Аскетические опыты. М.: Сретенский монастырь, 1996, т.1, с. 108.
[3] Слова подвижнические преподобного Исаака Сирина, М.: Сретенский монастырь, «Правило веры», 2002, с.437.
[4] Перевод беседы «Я – Христос» выполнен сестрами монастыря по книге Ἀρχιμ.Αἰμιλιανοῦю Θεία λατρεία. Προσδοκία καὶ ὅρασις Θεοῦ. Ἐκδόσεις Ὁρμύλια. 2003. Σέλ. 122.
[5] Преподобный старец Парфений Киево-Печерский. Жизнеописание, наставления. М.: Русский хронограф, 1993, с. 44.
[6] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. М.: «Паломник», 2007, т. 8.
[7] Путь немечтательного делания. Игумения Арсения и схимонахиня Ардалиона. М.: Сретенский монастырь, 1999, с. 91.
[9] См. Игумен Марк (Лозинский). Отечник проповедника. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997, с. 478.
[10] Преподобный старец Парфений Киево-Печерский. Жизнеописание, наставления. М.: Русский хронограф, 1993, с. 44.
[11] Игумен Марк (Лозинский). Отечник проповедника. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997, с. 539.
[12] Святитель Василий епископ Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Издательство «Отчий дом», 2003, с.137.
[13] Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Библейские темы. М.: «Паломник», 2005, с.352.
[14] Митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. Льялово: Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 2002, с. 35–37.
[15] Путь немечтательного делания. Игумения Арсения и схимонахиня Ардалиона. М.: Сретенский монастырь, 1999, с. 91.
[16] Творения святителя Игнатия. Аскетические опыты. М.: Сретенский монастырь, 1996, т.1, с. 109.
[17] Преподобный Петр Дамаскин. Творения. М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001, с.181.
[18] Митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. Льялово: Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 2002, с. 99.
[19] Ты мой Бог, я Твой раб. Жизнеописание Архимандрита Игнатия (Малышева). СПб.: «Сатис», 2000, с. 13.